Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

: [url=http://txt.drevle.com/text/zenkovskiy-russkoe_staroobryadchestvo-2009/142]Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688[/url]
 

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
15. Вопрос культурной ориентации
пов и патриархов приняло в середине XVII века характер массовой эпидемии, и
в конце концов русское правительство было вынуждено устроить на границе
особый опросный пункт для этих просителей милостыни и других земных благ.
Указы 1645, 1646 и 1649 годов предписывают не пропускать греческих
путешественников в Москву до тех пор, пока их верительные грамоты не будут
проверены правительственными органами143.
Дискредитации греческого духовенства способствовали и донесения,
получаемые из Константинополя и других центров Ближнего Востока от русских
дипломатических и церковных агентов и самих патриархов. В 1649 году патриарх
Парфений Константинопольский сообщал в Москву: "В нынешнее время
учинилась великая смута и колебания, частые перемены патриархам и иное многое
зло, а отписать вам о том и известить державе вашего царства невозможно. Если
бы я написал, то святое ваше царствие слушать того бы не изволило". Таким
образом, патриарх признавался, что разложение греческого духовенства перешло все
границы вероятия и что царь даже не поверил бы известиям о страшных
преступлениях и изменах, которые происходили в феческой церкви. Через три года, в 1652
году, митрополит Назаретский Гавриил писал, что патриарх Парфений
Константинопольский недавно погиб в результате интриг вышеупомянутого патриарха,
Паисия Иерусалимского, всего лишь за два года до этого уехавшего с соболями
на 4000 рублей из Москвы: "...лжехристиане вселенского казнили безбожною смер-
тию патриарха Парфения и между митрополитами такая ненависть друг к другу,
что [они с доносами на своих собратьев] обращаются к властям мусульманским".
Еще через год, в 1653 году, греческий митрополит Халкедонский снова с горечью
доносил царю Алексею Михайловичу, стыдясь рассказывать о восточных
иерархах: "О патриархах наших не смеем и писать, боюсь и трепещу начать"144.
Поведение греков, приезжавших в Москву, которых русские в течение веков
рассматривали как столпов православия и благочестия, было настолько не
христианским и не благочестивым, что невольно даже у самых грекофильских
русских церковных людей зарождались сомнения в чистоте их веры и в правилах их
церковного поведения. Сопровождавшие патриархов представители клира и
даже сами патриархи интересовались вовсе не православными церквами, а
русскими деньгами. Они не стесняясь показывали свою усталость от долгих служб и
удивлялись русским введенным по старогреческим образцам постам145.
Свита патриарха и купцы вели себя так нецерковно, а иногда выглядели так
"по-латински", что в конце 1640-х годов им был запрещен вход в русские храмы,
так как русские церковные власти боялись инцидентов между благочестивыми
прихожанами и распущенными феческими монахами. Со своей стороны, греки
высмеивали хотя и богобоязненных, но наивных и малоученых русских.
Разочарования, связанные с приглашением феческих ученых, и то
обстоятельство, что большинство образованных феков не знали русского языка, в
конце концов заставили московское правительство обратить внимание на киевских
богословов, академический уровень которых в 1630—1640 годах, после открытия
Киевской богословской академии, значительно вырос. Вызов Епифания Слави-
143 Макарий (Булгаков). История русской церкви. Т. IX. С. 237—239.
144 Каптерев Н.Ф. Характер отношений России... С. 421; Николаевский П.Ф. Из истории
сношений России... С. 247, 258, 732.
145 Павел Алеппский. Указ. соч. Т. II. С. 241.
141