Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

: [url=http://txt.drevle.com/text/zenkovskiy-russkoe_staroobryadchestvo-2009/136]Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688[/url]
 

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
14. Капитон
тической, им самим созданной монашеской практики, в том числе и безбрачия,
на всех своих учеников, в том числе и мирян, следовавших его вере. Если бого-
любцы хотели сделать из России один вселенский приход, чающий наступления
Царства Небесного за божественной литургией, то Капитон, в свою очередь,
казалось, стремился превратить всю страну в один строго аскетический монастырь,
ожидающий Страшного Суда. Сам мир, должно быть, рисовался ему только
проявлением зла и соблазна, в котором даже таинства и священство были бессильны
и безблагодатны в борьбе за спасение души. Можно предполагать, что, по мнению
Капитона, человек стоял перед Богом совершенно один, безо всякой помощи
церкви, а сама церковь, по его мнению, была для него просто бесполезна. Раскол
между церковью и Капитоном с его последователями, таким образом, начался
задолго до того, как Никон пришел к власти и приступил к исправлению книг.
Пессимистическая вера Капитона, по описаниям памятников, и наши
представления о ней основаны только на ее обрядовой стороне—практической
интерпретации учения самим Капитоном и его последователями. Зато не так трудно
догадаться, каковы были корни его мрачного пессимистического, почти что даже
дуалистического подхода к церкви и жизни. Настроения старца, несомненно,
отражали мрачные рассуждения об Антихристе, которые стали так популярны
сначала в Западной, а со второй четверти столетия и в Московской Руси.
Собственно, разговоры об Антихристе не прекращались в Западной и Восточной Европе
в течение всего Средневековья. Начиная от святых Иренея и Ипполита на
Западе и Псевдомефодия на Востоке, все развитие средневековой религиозной
мысли было неразрывно связано со спиритуалистическими рассуждениями об
Антихристе. Уже в конце XV века, ожидая в 1492 году конца исторического периода,
и русские люди начали толковать о грядущем появлении Антихриста122.
Проникновение протестантских писаний о папе-Антихристе отразилось в Западной Руси
в уже упомянутых книгах: "Кирилловой Книге" Стефана Зизания и "Паллино-
дии" Захария Копыстенского123. До появления этих книг в московской печати они
были довольно широко известны уже в Московской Руси в рукописных
сборниках. Не менее пессимистически была написана и другая широко
распространенная в России книга эсхатологических теорий, так называемый "Орел от Эздри-
ных книг"124, в которой доказывалось, что критический момент в истории
православия наступит в 1666 году. Такие мрачные предсказания неизбежного
прихода Антихриста могли привести к мнению, что даже священства и таинства
не смогут остановить неизбежную опасность для душ христианских; только
полный разрыв с обреченным на падение миром, отрыв от соблазняющих форм
жития—пола, общества, семьи и даже пищи—может избавить верующего от полной
погибели. Поэтому, может быть, будет наиболее правильным искать объяснение
изуверству и "ереси" Капитона в своеобразном преломлении восточного
аскетизма через призму богомильских теорий о Сатанииле и средневековых теорий об
Антихристе. В глазах этих крайних аскетов роль Христа состояла в том, что он
указал "узкий путь" к Царствию Небесному, идущий только через девство,
умерщвление плоти и презрение к миру, и научил людей достигать этим путем "ангело-
подобия".
122 Малинин В.Н. Указ. соч. С. 321.
123 См. выше гл. 3 этой работы.
ш Щапов А.П. Соч. Т. U.C. 121.
135