Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

: [url=http://txt.drevle.com/text/zenkovskiy-russkoe_staroobryadchestvo-2009/131]Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688[/url]
 

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
ТОМ I Глава III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ
Русское православие, конечно, не исключало возможности спасения в
миру, и первые русские святые—Борис и Глеб, Владимир и Ольга—были
представителями мира, достигшими, по мнению русской церкви, высокого совершенства
именно своей жизнью или мученичеством в светском обществе. Тем не менее
убеждение, что уход от мира, само пострижение в монахи облегчает, если не
предопределяет спасение души, крепко укоренилось в умах русских людей Средневековья.
Эта уверенность в преимуществе монашеской жизни для духовного спасения
особенно ярко отражается в обычае пострижения в монахи и даже в схиму
незадолго до смерти, когда человек уже не был в состоянии грешить и уйти обратно в
мир. Не меньшее значение придавали русские люди, и особенно монахи,
вопросу подавления соблазна и ослаблению желаний плоти. Строгий пост, постоянные
поклоны, короткий сон, ношение вериг, жизнь в пустынном лесу и легкая одежда
зимой имели целью подавить плоть, заглушить в своем теле соблазны пищи,
пола и удобной жизни. Это подавление плоти являлось как бы жертвой,
приносимой человеком для достижения совершенства. В средневековой России
практика аскетизма редко достигала тех суровых форм, которые можно было наблюдать
в ранних египетских монастырях, но все же строгая аскеза
пустынников-монахов, юродивых и простых мирян почиталась за проявление истинных
христианских добродетелей. Движение "лесных старцев", видимо, основывало философию
христианской жизни исключительно на этом строгом аскетизме, причем они не
только сами применяли на себе эти строгие правила, но и считали, что помимо
отречения от мира, строгого поста и умерщвления плоти и постоянной молитвы
вообще нет других путей для осуществления личного спасения. К сожалению,
сведения об этом движении еще более скудны, чем о боголюбцах, так как, уходя из
мира, эти пустынники не оставили никаких письменных материалов о своем
учении. Данные о них можно найти только в отдельных правительственных
документах, в произведениях их более поздних последователей, писавших уже в конце XVII
века, да и в писаниях их современников-противников. Судя по этим данным,
основателем и первым возглавителем этих лесных аскетов был некий монах Капи-
тон, уроженец того же Вологодского края, из которого вышел и Неронов.
Ссылаясь на слова апостола Павла, протопоп Аввакум, близкий друг Неро-
нова, сидя в подземной тюрьме, в наиболее трудные для бывших боголюбцев
годы, защищал жизнь в миру, семью и рождение детей от радикальных аскетов,
указывая, что весь мир благословлен Богом: "На всяком месте владычество Его,
благослови душе моя Господа"96. Капитон, видимо, был совершенно
противоположных взглядов и видел в миру, семье и детях только источник и результат
греха, неизбежно ведущего к вечной гибели.
Первые сведения о Капитоне относятся к 1630-м годам. Совершенно
неизвестно, когда он родился, но умер он в конце 1650-х или в самом начале 1660-х
годов. Уже судя по первым имеющимся о нем данным, он задолго до 1630-х
годов развил значительную религиозную активность. В житии известного
старообрядческого вождя старца Корнилия, родившегося, согласно старообрядческой
традиции, около 1570-го года и умершего 125 лет от роду—в 1695 году, говорится, что
в своей молодости он провел некоторое время послушником в Преображенской
обители Капитона и что уже тогда Капитон проповедовал крайний аскетизм97. Да-
96 Аввакум. Сочинения... С. 943. Ср. С. 543, 858.
97 Житие старца Корнилия, написанное Пахомием. Рукопись. Пушкинский Дом АН СССР.
Лл. 151 — 153 [опубликовано: Древнерусская книжность. По материалам Пушкинского Дома. Л., 1985].
130