Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

: [url=http://txt.drevle.com/text/zenkovskiy-russkoe_staroobryadchestvo-2009/125]Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688[/url]
 

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
ТОМ I Глава ΠΙ. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ
недавно назначенный архимандритом Новоспасского монастыря, назначается
митрополитом в Новгород. Будучи горячим сторонником единогласия и зная, что
царь стоит на его стороне, он немедленно вводит единогласие во всей своей
громадной епархии, хотя собор 1649 года и решил отложить проведение этой
реформы. Никон же, предписав "говорить единогласно со всем прилежанием",
старается ввести в своей епархии строгую дисциплину среди духовенства, проводит меры
по оздоровлению народной нравственности и, как указано выше, начинает
борьбу с алкоголизмом75. На другой ответственный пост митрополита Казанского в 1650
году назначается Корнилий, игумен монастыря св. Макария Желтоводского,
бывший соседом Неронова по духовной работе, а на его место переходит друг
детства Аввакума—игумен Иларион, тоже вскоре ставший епископом76. В 1651 году
рукополагается в игумены, а вскоре и в епископы Вятские Александр—один из
самых преданных друзей Неронова и Аввакума, сохранивший преданность делу
своих друзей даже на соборе 1666 года. В следующем 1652 году Павел, позже
внезапно погибший за верность своим идеалам от руки клевретов Никона,
занимает важный пост епископа Каширского и Коломенского, откуда он мог легко
влиять на церковную жизнь Москвы и патриаршей епархии77. О роли боголюбцев—
Вонифатьева и Никона—при замещении важных постов в церкви Неронов сказал
очень ясно на заседании московского духовенства в 1653 году. Обращаясь к
Никону, он напомнил, что патриарх Иосиф назначал епископов, протопопов и
игуменов преимущественно из кандидатов-боголюбцев:
"А, которые боголюбцы, посланы государем к блаженной памяти патриарху,
чтобы ему поставить по государеву совету, новых в митрополиты, и во
епископы, и во архиереи, иных в архимандриты, и игумены, и протопопы, а ты [т. е.
Никон] с государевым духовником был в советах "п.
Престарелый патриарх и его администрация в эти годы были фактически
отстранены от решения всех важных дел, касающихся русской церкви, которые
перешли теперь в руки самого царя, Вонифатьева и их друзей боголюбцев,
особенно Неронова и Никона. Создавался прецедент умаления патриаршей и епископской
власти, из которого царь и протопопы-боголюбцы впоследствии сделали
соответствующие их взглядам, но противоположные по существу выводы.
Несмотря на ряд крупных успехов, одержанных боголюбцами, особенно в
вопросе единогласия и новых назначений на руководящие посты в русской
церкви, было бы преувеличением полагать, что им удалось увлечь за собой широкие
и влиятельные круги московского общества. Их успех в ряде городов—особенно
в Поволжье и частично в самой Москве,—несомненно, был очень значительным.
В то же время очевидно, что очень многочисленные группы населения, в том
числе и правящие слои боярства и дворянства, смотрели весьма неодобрительно на
развивающееся реформационное движение. Как видно из событий собора 1649
года, сама иерархия церкви встретила введение единогласия с большим
неудовольствием, и в этом ее, видимо, поддерживали значительные круги низшего
консервативного и косного духовенства, заинтересованного больше в своем житейском
спокойствии и доходах, чем в вопросах веры.
75 Грамоту патриарха Никона см.: СвирскийЯ. Андреев монастырь. СПб., 1897. С. 35; Гиббенет H.A.
Указ. соч. С. 4.
76 Аввакум. Сочинения... С. 303—304.
77 Строев П.М. Списки иерархов и настоятелей монастырей российской церкви. С. 1031.
78 Материалы для истории раскола... Т. I. С. 78.
124