Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

: [url=http://txt.drevle.com/text/zenkovskiy-russkoe_staroobryadchestvo-2009/123]Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688[/url]
 

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
ТОМ I Глава III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ
"сонмищу иудейскому" архиереев, которых он подозревал в недостатке
твердости и внимания к делам церкви, простых священников и мирян, которые
отличались "ведением до конца божественного писания" и "житием добродетельным".
Но, выступая против исключительных прав епископата в делах церкви и
защищая право священников и мирян бороться за церковь Христову, Неронов ни
в коем случае не выступал против самого института епископата и принципа
преемственности божественной благодати через него. Он писал выше цитированные
письма с целью убедить царя созвать собор для выбора заместителя
Никона—нового патриарха—и хотел только, чтобы в епископы и патриархи попадали
действительно верные и преданные церкви люди, которые бы заботились о русском
православии. Тем не менее выступление боголюбцев против епископата произвело
на некоторых современников впечатление пропротестантского движения.
Известный путешественник Олеарий приписывал Неронову сомнения в
правильности почитания икон и полагал, что Неронов подпал под влияние протестантов67.
Сообщение Олеария явно основано на полном недоразумении, так как даже в
годы наиболее ожесточенного преследования боголюбцев патриархом Никоном
последний никогда не пытался обвинять Неронова и его друзей в протестантизме
и в конце концов примирился с ним. Если в движении боголюбцев кое-что и
могло напоминать выступления Лютера и его последователей, то подобные
параллели можно отметить в глубокой преданности вере и в желании поставить
"знание писания и житие добродетельное" на более высокое место в работе духовника
и священника и в жизни мирян и, наконец, в желании ограничить
исключительную власть епископата путем введения священников и мирян в церковное
управление. В догматах и литургике, в почитании традиций и икон Неронов всегда
оставался верным сыном церкви и всегда старался улучшить понимание литур-
гики и других традиций русской церкви.
13. УСПЕХИ И ТРУДНОСТИ 1645-1652 ГОДОВ
В годы сотрудничества с царем и правительством деятельность боголюбцев не
исчерпывалась проповедью, восстановлением единогласия, распространением
новых печатных изданий. Пользуясь своим влиянием на правительство, они
старались претворить в жизнь свои идеалы и создать условия, которые могли бы
поднять нравственность населения и духовенства, уменьшить пьянство,
привлечь население в церковь и искоренить пережитки язычества в народном быту.
Борьба с пьянством или по крайней мере с продажей водки, которую было
легче всего регулировать правительственными мерами и распоряжениями, заняла
одно из главных мест в их программе. Многочисленные указы правительства и
церковных властей, изданные в эти годы, строго осуждали пьянство, запрещали
священникам и монахам посещать питейные дома и пить водку и призывали
само духовенство бороться с пьянством.
В 1646 году патриарх особым указом предписал духовенству строго смотреть
за тем, чтобы население соблюдало посты68. В следующем 1647 году новые
указы и распоряжения того же патриарха Иосифа и митрополита Рязанского напо-
67 ЧОИДР. 1868. Т. III. С. 391; Соколов И.И. Указ. соч. С. 84.
68ААЭ.Т. IV. С. 481.
122