Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

: [url=http://txt.drevle.com/text/zenkovskiy-russkoe_staroobryadchestvo-2009/118]Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688[/url]
 

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
12. Причины "мятежа"протопопов против епископата
в епископы назначаются почти что исключительно из монахов. Разгром городов
во время нашествия монголов, рост монастырей и малое число епископских
кафедр в России постепенно привели сначала к полному исключению белого
духовенства из епископских органов управления епархиями, а затем и к фактической
монополии монашества на замещение освобождающихся епископских кафедр. В
монастырях, в которых сосредоточивались книжные богатства и образование,
можно было найти значительно больше подходящих на епископские должности
кандидатов, чем среди оторванного от книжных хранилищ и монастырских школ
белого духовенства. Поэтому уже в XV веке почти что все епископы были
выходцами из монастырей, а не из приходов. Даже те представители белого
духовенства, как, например, патриарх Никон и другие, которые изредка попадали в
иерархию, проходили перед этим долгий период монастырского перевоспитания, по
истечении которого они превращались в типичных представителей монашества.
Это "монашеское происхождение" епископата постепенно превращало его
в изолированную от белого духовенства группу, не понимавшую нужд низшего
клира и часто презиравшую своих менее образованных и гораздо более бедных и
менее влиятельных собратьев из приходского духовенства. Когда же случайно
дети приходского духовенства или мирян попадали в монастырские школы как
ученики и послушники, то монастырское руководство старалось удержать их в
монастыре и постричь в монахи. Поэтому белое духовенство состояло из людей со
знаниями, полученными в приходах вдали от монастырских культурных и
образовательных возможностей. Эти приходские священники и дьяконы нередко
отличались низким культурным уровнем, а иногда и малограмотностью. Послания
Новгородского архиепископа Геннадия и постановления Стоглавого собора
вполне ясно отмечали в конце XV и в середине XVI века эту слабую подготовку
приходского духовенства51. Наоборот, среди епископата нередко встречались
высокообразованные люди, способные писатели и ведущие культурные деятели того
времени, как, например, архиепископ Геннадий Новгородский, митрополиты
Даниил и Макарий и патриархи Иона, Филарет и Никон.
Не только по образованию, но и по образу жизни и материальным
возможностям разница между белым духовенством и епископатом была огромна. Так как
число епископских кафедр в Московской Руси было очень невелико — всего
лишь 11 в 1649 году, — то поэтому и некоторые епархии по своей территории
были размером больше самых крупных западноевропейских государств.
Например, до середины XVII века на весь Север России — от Новгорода и Москвы до
Ледовитого океана и Урала — было фактически только две епархии: Московская
и Новгородская. Правда, там еще были две епископские кафедры — Тверская и
Ростовская, но по своим размерам они казались крошечными островками среди
этих епархий-гигантов. В 1702 году даже после создания в пределах Московской
и Новгородской епархий новых епархий — Нижегородской, Холмогорской,
Вятской и Вологодской — в Московской епархии все еще были 3750 приходов, а
в Новгородской епархии— 1017 приходов52. Естественно, при таких размерах
епархий связь епископа с приходским духовенством была очень слаба, а доходы
епархиальных архиереев весьма значительны. Доходы епископата не
ограничивались сбором одной десятой с доходов приходского духовенства, так как в ру-
51 КарташевА.В. Очерки... Т. I. С. 438—438.
52 Щапов А.П. Соч. Т. I. С. 352-353.
117