Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

: [url=http://txt.drevle.com/text/zenkovskiy-russkoe_staroobryadchestvo-2009/116]Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688[/url]
 

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
//. Собор 1649 года и столкновение с епископатом
В заключение патриарх и собор требовали предать Стефана Вонифатьева
суду41.
Царь не поддержал патриарха и епископат и не предал суду Стефана. Он
чувствовал, что собор был неправ и что его руководители выступили против
единогласия главным образом ввиду личных и тактических соображений. Поэтому
там, где единогласие было введено, как, например, в церквах Вонифатьева, Не-
ронова и их сторонников, оно не было отменено. Позже, в 1651 году, патриарх
горько жаловался, что не он, а Вонифатьев и его друзья распоряжаются в церкви:
"Аз слышах, яко многие на мя износят укоры, раняще нас, их же ответ готов
имуще на судищи Христови устремихся умолчати; еще их сотворих. Третие бо сие
лето есть биему — от сводник терпе клеветные раны. Доволен сый, яко имам
послуха Господа тайнам советника. Елма же видят мнози молчание наше на
известие клеветников веруя же, а не задолго терпение наше молчание, бо занеже не
имехом ли силы разверсти уста ко истине "42.
Он, видимо, боялся, что боголюбцы хотят принудить его к уходу:
"...переменить меня, скинуть меня хотят, а буде меня и не оставят, я и сам
за сором об отставке стану бить челом "43.
Под давлением самого царя патриарх Иосаф решил временно отложить
вопрос об единогласии и тем временем запросить Парфения, патриарха
Константинопольского, к которому он уже и раньше обращался за советом по ряду
канонических вопросов. Ответ патриарха Парфения II от 16 февраля 1650 года был ясен
и категоричен: единогласие не только можно, но даже должно ввести во всех
церквах. Ссылаясь на слова апостола Павла и на постановления вселенских
соборов, он писал:
"...лучше пять слов сказать со смыслом и других наставить, нежели тьму слов
на незнакомом языке (1 поел, к Коринф., XIV, 19 и 8) ".
Парфений добавлял:
"Молитве подобает быти с постоянным разумом и несмущением... певцам
пети согласно, а не рыканьем неподобным, молитве и службе совершаться с
благоговением... певцам пети тропари по чину по едину или по два... а псалтырь
пети не спешно "и.
Грамота патриарха окончательно разрешила вопрос об единогласии, и
боголюбцы могли быть довольны, что они добились наконец ясной и отчетливой
церковной службы и оказались победителями над собором епископов. Новый
собор только подтвердил совет константинопольского патриарха. Программа
нового собора, собравшегося в Москве 9 февраля 1651 года известна по случайно
сохранившейся черновой записке самого царя. Эта запись показывает, как
внимательно отнесся сам Алексей Михайлович к тем вопросам, которые он
хотел поставить на обсуждение собора, и как тщательно он подготовлял самого
себя к их разрешению. Царь выступает уже теперь в проведении заседаний и
разработке программ как более опытный государственный деятель. Правда, он еще
молод, но зато он тверд и совершенно ясно знает, чего он хочет добиться45.
Первым пунктом работы собора на записке царя стоит единогласие. Вторым пунк-
41 Там же. С. 166.
42 Гиббенет H.A. Указ. соч. Т. II. С. 471.
43 Каптерев Н.Ф. Указ. соч. С. 158.
44 Там же. С. 359.
45 Деяния собора 1649 г. С. 47.
s* 115