Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

: [url=http://txt.drevle.com/text/zenkovskiy-russkoe_staroobryadchestvo-2009/111]Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688[/url]
 

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
ТОМ I Глава III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ
от власти своими соперниками среди двора и администрации. Возрождение
полной единогласной литургии, к которому стремились боголюбцы, вовсе не было
таким простым делом, как это многим казалось с первого взгляда. Введение
единогласия обозначало бы значительную реформу в церковной практике и даже
мировоззрении основной массы духовенства страны и далеко не было так
практично и легко с точки зрения многих иерархов и влиятельных представителей
священства. Само многогласие было введено в церквах вовсе не только потому, что
большинство священников было нерадиво или покладисто в отношении мирян
и не заботилось о церковном благолепии, но главным образом ввиду необычной
длительности русского богослужения. Точно следуя всей ежедневной программе
церковных служб, священник должен был проводить большую часть дня в
храме, а отдельные службы занимали долгие часы. Еще до сих пор русская литургия
и особенно русское всенощное бдение длятся иногда от двух до четырех часов, в
зависимости от рвения настоятеля храма и эстетических вкусов регента хора. В XVII
веке после введения единогласия эти службы были еще продолжительнее. Сын
патриарха Антиохийского диакон Павел Алеппский, который долгие месяцы
провел в России в середине 1650-х годов, признавался в своих записках, что
нигде, кроме России, он не наблюдал такого благочестия и таких длинных
церковных служб. А ведь диакон, всегда служивший при своем отце, патриархе Ан-
тиохии, привык к торжественному и также не короткому богослужению
византийского стиля.
В записках Павла чувствуется и ужас и восторг перед русским
богослужением и благочестием:
"Усердие москвичей к посещению церквей велико, царь и царица ведут
внутри своего дворца более совершенный образ жизни, чем святые: все время в посте
и молитве... Не успели мы сесть за стол после обедни, как ударили ко всенощной...
Вошли в церковь в 3 часа, а вышли в 10 часов... Мы вышли из церкви, умирая от
усталости... Во время службы русские стоят, как статуи, молча, тихо, делая
непрерывно земные поклоны... Они превосходят своим благочестием подвижников в
пустыне"25.
Правда, Павел говорит о патриарших, особенно торжественных службах, во
время патриаршества строгого и сурового Никона, при этом во время поста... Но
и обычные службы в простой деревенской церкви при применении единогласия
были очень часты и длинны. При этом священники-реформаторы настаивали и
на длинных молитвах дома. Аввакум повествовал в своих письмах о том, как он
сам молился и советовал так же молиться и своим детям:
"Нощию правило келейное отцы узаконоположиша, кто сколько может:
или поклонов 300, или 600 или 1000... с ними же Иисусовы молитвы или 600 и сед-
мое Богородицы, или вдвое, втрое, как кто хочет и может... А церковного
правила пения отнюдь не поколебати (т. е. не изменять, не сокращать). Егда
вечерню с павечернею отпою после ужины, правило начну: павечерницу, и 4 канон
Исусу и акафист с кондаки и икосы: Воду прошед и Ангелу, к тропари Кононов, и
молитвы; таже Достойно, Трисвятое, Нескверную и еще Трисвятое иДаждь нам,
и рядом Боже вечный, и все молитвы спалны и Отпуст и Ослаби, остави, вмес-
25 Павел Алеппский. Путешествие антиохийского патриарха Макария в Россию в половине XVII
века, описанное его сыном архидиаконом Павлом Алеппским. Т. III. С. 94, 119—120, 138, 194; Т. II.
С.100.
ПО