Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

: [url=http://txt.drevle.com/text/zenkovskiy-russkoe_staroobryadchestvo-2009/107]Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688[/url]
 

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
ТОМ I Глава III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ
вестно только, что в 1645 году он был уже духовником Алексея и имел на него
большое влияние. Откуда он был родом, что он делал до 1645 года, как он стал царским
духовником, почему он позже оказался так близок к Неронову, остается
совершенно неясным. В роли царского духовника он был до самой своей смерти,
последовавшей в 1654 году, и с 1645 до 1652 года, когда Никон стал патриархом, Во-
нифатьев играл руководящую роль в церковной политике правительства. Его
деятельность в эти годы показывает, что он был активным сторонником боголюб-
цев и другом Неронова, нередко проводя политику последнего. Для него, как и
для Неронова, Морозова и Ртищева, особенно характерной чертой была
христианская социальность. Отец Стефан постоянно навещал своего воспитанника,
"глаголя от книг [божественных] словеса полезные, увещевая со слезами юного
царя ко всякому доброму делу и врачуя царскую душу от всяких злых начинаний"".
Для его настроений очень характерна одна статья, видимо, его же сочинения,
находящаяся в принадлежавшем ему сборнике. В этой статье Вонифатьев пишет
об обязанности царя быть справедливым к своим подданным, требует облегчения
тяжелого положения бедных классов населения и устранения злоупотреблений
властей. Этот ранний русский народник полагал, что крестьянство является
главным производительным классом страны и, цитируя Ермолая-Еразма, русского
публициста XVI века, писал: "...в начале всего потребни сутьратаеве [крестьяне], от
их трудов есть хлеб, от хлеба же есть всех благ главизна "п.
Он не только словом, но и делом проявлял свою христианскую заботу о
ближних и на свои средства построил приют для бедных и бездомных, основал
дом-больницу для больных и широко раздавал милостыню13. Он обращал сугубое
внимание на русское судопроизводство, в котором, к сожалению, часто
главную роль играла не справедливость, а богатство сторон, вовлеченных в судебный
процесс. Поэтому отец Стефан часто обращался к боярам, заступаясь за
неимущих и обиженных, "увещевая со слезами да имут суд праведный без мзды".
Строгая, почти что пуританская мораль и социальность были наряду с возрождением
церкви основными побуждениями в деятельности царского духовника. Он
особенно заботился о нравственном здоровье своего духовного сына, молодого царя,
стараясь охранить его от всякого соблазна. Когда молодой царь Алексей женился,
то свадьба по настоянию Вонифатьева прошла без обычных шумных торжеств и
забав, игр и "песен студных", старинных полуязыческих обрядов. Вместо
традиционных народных свадебных песен, в которых сказывались вовсе не церковные
обычаи и мировоззрения, певчие пели церковные песнопения14, а после свадьбы
молодые сразу же поехали на богомолье в монастырь. Вместо языческой радости
настроения христианской ответственности в браке, освященном таинством
церкви, отражали новые веяния при дворе.
В том же году, когда Неронов из Нижнего Новгорода переехал в Москву, в
маленькую дворцовую группу боголюбцев, состоявшую помимо Неронова и
Вонифатьева из самого царя и его друга Федора Ртищева, вошел и Никон, энергичный
игумен Кожеозерского монастыря, недавно представленный царю Вонифатьевым
11 Там же. С. 277 (Некоторые авторы ошибочно приняли их за слова самого Неронова).
12 Каптерев Н.Ф. Патриарх Никон и его противники в деле исправления церковных обрядов.
М., 1913. T. I.C. 104-105.
13 Там же. С. 103.
14ДРВ. 1891. Т. U.C. 195-198.
106