Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

: [url=http://txt.drevle.com/text/zenkovskiy-russkoe_staroobryadchestvo-2009/100]Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688[/url]
 

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
8. Печатное дело
к книге и учению, видно уже из того, что нередко многотысячные тиражи
распродавались в несколько дней59. Эта работа Печатного Двора, особенно
развившаяся во время господства там сторонников движения "церковного
возрождения", лучше всего характеризует их взгляды на просвещение и образование.
Конечно, эта работа была еще скромна по своему уровню и масштабам и
давала помощь людям лишь на уровне первоначального образования при
богослужении, но она все же поднимала подготовку духовенства, облегчала его
просветительную работу и помогала внедрению в мысль и совесть народа истин
православия. К тому же она была первой попыткой массового,
общедоступного распространения грамотности и знаний*.
Помимо богослужебных и предназначенных для педагогических целей книг
Печатный Двор издает в эти годы ряд богословских трудов, которые очень ясно
отражали общее направление мыслей их издателей. В 1640 году вышло первое
печатное издание трудов Иоанна Златоуста, столь любимого Дионисием и Нероно-
вым. Это был "Маргарит" (от греческого: "Маргарита" — жемчужина), который
Неронов постоянно читал своей пастве, призывая ее "на путь спасения". Через
два года был издан сборник статей самого отца Наседки и других православных
богословов, в котором защищалось православное почитание икон и другие
обряды и обычаи восточного христианства, на которые часто нападали протестантские
рационалисты. В том же году патриарх Иосиф выпустил из печати сборник
своих проповедей и поучений. Издание этого сборника трудов, которыми новый
глава русской церкви ознаменовал свое вступление на патриарший престол и в
котором как бы намечалась программа его будущих действий, было тоже чем-то
невиданным в истории русского православия. Патриарх настойчиво советовал в
нем внимательно относиться к церковной службе и настаивал на прекращении
многогласия, указывая, что не следует служить больше, чем в два голоса. Ввиду
того, что издание его сборника совпало с наступлением Великого поста,
патриарх Иосиф напоминал, что в эти важные в церковной жизни недели
православные люди всегда помнили и всегда должны помнить о спасении своих душ.
"Духовные отцы детей своих духовных, и церковников, и всех христиан всегда
призывали к покаянию во вся недели и ни одна душа без покаяния не была", —
писал он60. Темы патриарха были так близки к темам, затронутым раньше Нероно-
вым и его последователями, что трудно сомневаться в том, что настроения
проповедников церковного возрождения начали захватывать и лучших, хотя и
немногочисленных представителей епископата.
Для дальнейшего развития русских религиозных настроений и особенно
эсхатологических ожиданий очень большую, может быть, даже решающую роль
сыграло издание сборника 1644 года, ставшего известным под названием
"Кирилловой Книги". Сборник состоял из многочисленных статей западнорусских и
московских авторов, написанных в защиту православного учения от
католической и протестантской критики. Центральным произведением этого сборника
?9 Там же. С. 558-555.
' Как ни странно, в начале следующего века, века "европеизации", западных влияний и
Петровских реформ, грамотность значительно падает. Причиной этому, видимо, явились разгром
русского духовенства и монашества при Петре и более тяжелое положение крестьянства, попавшего еще
в худшие условия полного крепостного права, чем в XVII веке.
60 Сборник поучений патриарха Иосифа был издан около 1642 года. См.: ААЭ. Т. IV. С. 155,481,
487 (Патриарх Иосиф правил с 1642 по 1652 г.).
7*
99