Свитки Мертвого моря. Долгий путь к разгадке

Вандеркам Д. Свитки Мертвого моря. Долгий путь к разгадке. -М.:Астрель, 2012

Книга Джеймса Вандеркама, видного американского эксперта в области библейской литературы, пожалуй, лучшее на данный момент издание, рассказывающее об истории находки и содержании кумранских рукописей (свитков Мертвого моря), включающих в себя самые древние образцы книг Ветхого Завета, а также оригинальные сочинения древнееврейской секты, прекратившей существование во время войны с римлянами. Несмотря на то, что кумранские свитки были обнаружены в пещерах Иудейской пустыни более 60 лет назад, они продолжают таить в себе множество загадок. Великих загадок! По мнению некоторых ученых, эти рукописные документы способны заставить человечество пересмотреть свои взгляды на историю возникновения христианства, а значит и на дальнейшее развитие нашей цивилизации.

: [url=http://txt.drevle.com/text/vanderkam-svitki_mertvogo_morya-2012/174]Вандеркам Д. Свитки Мертвого моря. Долгий путь к разгадке. -М.:Астрель, 2012[/url]
 

Содержание

Предисловие научного редактора

Предисловие ко второму изданию

Предисловие к первому изданию

ГЛАВА 1. ОТКРЫТИЯ

ГЛАВА 2. ОБЗОР МАНУСКРИПТОВ

ГЛАВА 3. ИДЕНТИФИКАЦИЯ КУМРАНСКОЙ СЕКТЫ

ГЛАВА 4. КУМРАНСКИЕ ЕССЕИ

ГЛАВА 5. СВИТКИ И ВЕТХИЙ ЗАВЕТ

ГЛАВА 6. СВИТКИ И НОВЫЙ ЗАВЕТ

ГЛАВА 7. КОНФЛИКТЫ ВОКРУГ СВИТКОВ МЕРТВОГО МОРЯ

Послесловие

Указатель

OCR
Глава 3. Идентификация кумранской секты ренс Шиффман из Нью-Йоркского университета утверж¬
дает, что кумраниты были саддукеями. Его аргументация
сводится к тому, что ряд юридических положений в отно¬
шении чистоты, которые отстаиваются в Некоторых пред¬
писаниях Торы (4QMMT; об этом тексте см. гл. 2 C.3.d),
имеют значимые совпадения с позициями, которые раввин¬
ская литература приписывает саддукеям. Если он прав и
если 4QMMT является сектантским текстом, которые был
создан около того времени, когда зародилась кумранская
община, отсюда следует — по его мнению, — что секта вна¬
чале была саддукейской или по крайней мере испытывала
сильное влияние саддукеев на свои правовые положения. Важным элементом в доводах Шиффмана является ряд
фарисейско-саддукейских диспутов, зафиксированных
в Мишне (Ядаим 4.6-7). Согласно его прочтению, четы¬
ре спорных юридических вопроса, поднятых там, отраже¬
ны в 4QMMT. Позиции, которые Мишна называет садду-
кейскими, соответствуют тем, которые защищают авторы
кумранского текста. Поскольку интерпретировать весь
мишнаитский пассаж затруднительно, я процитирую здесь
только самый явный пример: Саддукеи говорят: мы упрекаем вас, фарисеи, в том, что
вы считаете чистой струю жидкости. Фарисеи говорят:
мы упрекаем вас, саддукеи, в том, что вы считаете чи¬
стой канаву с водой, идущей с кладбища (Ядаим 4.7). Это противоречие между фарисеями и саддукеями —
третье в ряду — является случаем, когда юридическое по¬
ложение в 4QMMT явно согласуется с мнением саддуке¬
ев. Оно касается проблемы со струей жидкости, которая,
говорят саддукеи, передает нечистоту грязного сосуда, в ко¬
торой ее наливают, чистому сосуду, из которого ее налива¬
ют. Когда жидкость образует непрерывную струю от одной
емкости к другой, это канал для передачи ритуальной не¬
чистоты. Форма еврейского слова, означающего струю
жидкости, в двух текстах не идентична, но юридическое 173