Деяния Второго Всероссийского Cобора христиан-поморцев, приемлющих брак. 1913 г.

: [url=http://txt.drevle.com/text/sobor_pomorcev_priemlyuschih_brak-1913/83]Деяния Второго Всероссийского Cобора христиан-поморцев, приемлющих брак. 1913 г.[/url]
 

Содержание
OCR
— 71 образуется община и неживущія тамъ, со¬
вершеннолѣтніе и не достигшіе совершен¬
нолѣтія, лишь бы они были старообрядцы. Голоса. Нужно просить, чтобы общину
могли учредить и въ меньшемъ составѣ.
50 человѣкъ иногда трудно набрать. Наше
село, напримѣръ, не могло собрать столько
подписей и пришлось собирать ихъ по всей
волости и Наставнику затруднительно по
такому пространству разъѣзжать. Если бы
требовали не болѣе 25 подписей, то свободно
въ каждомъ мѣстечкѣ можно бы образовать
общину и вести метрическія книги. — У насъ въ Оренбургской губерніи не
дозволяютъ женщинамъ подписывать. — А у насъ допускаютъ только домохо¬
зяевъ. Яксановъ В. 3. Я бы предложилъ
просить сократить число обязательныхъ под¬
писей до 12, какъ мы просили раньше. Голосъ. У насъ въ Сибири на пересе¬
ленческихъ пунктахъ трудно набрать больше. Тоже наблюдается тамъ, гдѣ провели вы¬
дѣлъ на отруба. Ануфріевъ Н. П. Я вообще не по¬
нимаю, почему обязательно нужно требовать
извѣстное количество подписей для образо¬
ванія общины? Подъ общиной законъ ра¬
зумѣетъ приходъ съ молитвеннымъ домомъ,
т.-е. извѣстную земельную единицу, незави¬
симо отъ количества проживающихъ на ней
старообрядцевъ. Если въ какой-либо дере¬
вушкѣ живетъ 10 поморцевъ, то почему они
не могутъ образовать общину въ своей средѣ
и устроить молитвенный домъ? Гдѣ домъ
молитвы, тамъ и центръ общины. По моему,
слѣдовало бы ходатайствовать, чтобы общины
могли образовываться при молитвенныхъ до¬
махъ безъ всякаго ограниченія числа при¬
хожанъ. Это видно и изъ настоящаго закона:
ст. 2 считаетъ общиной приходъ, имѣющій
свой молитвенный домъ. Да и вообще говоря,
въ религіозномъ дѣлѣ количество послѣдо¬
вателей не имѣетъ значенія. Постановлено: Ходатайствовать, чтобы ко¬
личество подписей при образованіи общины
было понижена по возможности до 12 лицъ. Ст. 8. Въ заявленіи указывается: а) наиме¬
нованіе согласія или толка, послѣдователями
коего образуется община, б) допускаетъ ли
согласіе или толкъ духовныхъ лицъ, настояте¬
лей или наставниковъ, в) мѣстности, на
которыя предполагается распространитъ дѣя¬
тельность общины, г) мѣстонахожденіе су¬
ществующаго или предполагаемаго къ по¬
стройкѣ храма, молитвеннаго дома или со¬
отвѣтствующаго ему помѣщенія, и д) имена,
отчества, фамиліи, званія и мѣста житель¬
ства лицъ, подписавшихъ заявленіе. Въ ст. 8 указываетъ, что должно быть
помѣщено въ заявленіи. Для большей ясности
привожу образецъ такого заявленія, кото¬
раго нужно держаться въ точности. (Помѣщенъ во 2 части). Ст. 14. Община управляется черезъ посред¬
ство общаго собранія членовъ общины и по
усмотрѣнію общаго собранія общины, или
избираемымъ имъ совѣтомъ, или духовнымъ
лицомъ, настоятелемъ, или наставникомъ.— Законъ предоставляетъ здѣсь свободу въ
устройствѣ внутренняго управленія. Общее
руководительство принадлежитъ общему со¬
бранію (собору) членовъ общины старше
25 лѣтъ (ст. 17), а непосредственное управле¬
ніе вручается или выборному Совѣту изъ
(не менѣе) 3 членовъ или одному наставнику,
если совѣтъ не можетъ быть избранъ. Я съ
своей стороны признаю врученіе управленія
всѣми дѣлами общины одному безконтроль¬
ному наставнику—нехристіанскимъ учрежде¬
ніемъ, ибо сущность христіанской общины
и заключается въ томъ, что всѣ дѣла вершатся
не иначе, какъ съ общаго совѣта. Настав¬
никъ и въ духовномъ дѣлѣ долженъ совѣ¬
щаться съ приходомъ, а въ гражданскихъ дѣ¬
лахъ тѣмъ болѣе. Общественное дѣло—отвѣт¬
ственно; одинъ умъ, хотя и хорошій, можетъ
завести далеко безъ общественнаго контроля.
Кромѣ того въ обществѣ нашемъ возникла
мысль устранить наставниковъ, какъ духов¬
ныхъ лицъ, отъ всякихъ сношеній съ мірской
властью и отъ хозяйственныхъ заботъ. Мысль
эта не лишена основаній. Поэтому я бы пред¬