Деяния Второго Всероссийского Cобора христиан-поморцев, приемлющих брак. 1913 г.

: [url=http://txt.drevle.com/text/sobor_pomorcev_priemlyuschih_brak-1913/75]Деяния Второго Всероссийского Cобора христиан-поморцев, приемлющих брак. 1913 г.[/url]
 

Содержание
OCR
■— 63 — На воззваніе арх. Антонія составить
подробный отвѣтъ, принявъ во вни¬
маніе изложенныя на Соборѣ мнѣнія. Единогласна принимается. Предсѣдатель. На очереди 7-й во¬
просъ: «Разборъ временныхъ правилъ о старо¬
обрядческихъ общинахъ». Поэтому вопросу
поручено было составить докладъ В. 3.
Яксанову. Яксанов ъ, В. 3. Докладъ объ об¬
щинахъ, учреждаемыхъ по закону 17-го ок¬
тября 1906г., было поручено составить мнѣ
не задолго до Собора, поэтому я не успѣлъ
приготовить обоснованнаго и обдуманнаго
письменнаго доклада по тѣмъ матеріаламъ,
которые поступали ко мнѣ въ теченіе по¬
слѣднихъ лѣтъ. Въ настоящее время я пред¬
ставляю краткій докладъ. Законъ о старообрядческихъ общинахъ из¬
данъ уже 6 лѣтъ и имъ воспользовались
уже болѣе 500 нашихъ поморскихъ прихо¬
довъ; вопросъ о каноничности закона возбу¬
ждался на первомъ Соборѣ въ 1909 и не вы¬
звалъ никакихъ возраженій. Теперь же вы¬
ясняется, что нѣкоторые члены Церкви до
сего времени не могутъ примириться съ
закономъ и съ новымъ строемъ жизни
въ приходахъ. Причины тому лежатъ
въ общей неподготовленности старообряд¬
ческой среды къ пониманію юридическихъ
актовъ такой важности, въ недовѣріи старо¬
обрядчества ко всему, что предпринимаетъ
въ духовномъ отношеній Правительство, въ
оторванности большей части старообрядчества
отъ культурныхъ центровъ, гдѣ подобные
акты подготовляются и издаются. Христіан¬
ству въ исторіи его развитія, пришлось не
разъ быть въ подозрѣніи у Государства въ
противогосударственномъ направленіи и не
разъ Государство воздвигало гоненіе на хри¬
стіанъ и не разъ гоненія эти прекращались
и Государство приходило къ противополож¬
ному выводу, что христіанство есть надеж¬
нѣйшая опора Государства, и издавало рядъ
законовъ для покровительства христіанамъ. Припомнимъ исторію распространенія хри¬
стіанства въ Римской Имперіи, гдѣ общины
христіанъ въ началѣ были причислены къ
противогосударственнымъ сообществамъ и не
только не имѣли легальнаго существованія,
но и терпѣли частыя и продолжительныя
гоненія, во время которыхъ погибло многое
множество христіанъ, только за исповѣданіе
Христа, за слова—я христіанинъ! Посте¬
пенно отношеніе римской власти измѣнялось
въ благопріятную для христіанъ сторону
и въ 313 году, 1600 лѣтъ тому назадъ, хри¬
стіанство получило легальное призваніе въ
указахъ императора Константина Великаго
(Миланскій эдиктъ) и наконецъ при импера¬
торѣ Ѳеодосіи Великомъ христіанство полу¬
чило первенствующее значеніе и сами импе¬
раторы приняли христіанскую вѣру. И въ
старообрядческомъ движеніи въ Россіи съ
конца XVII вѣка христіанство перешило
тѣ же стадіи. Указами царя Алексѣя Михай¬
ловича и правительницы Софіи Алексѣевны
старообрядцы были объявлены политиче¬
скими преступниками (ворами); преслѣдова¬
нія старообрядцевъ, какъ политическихъ
преступниковъ, въ царствованія Петра І и
его преемниковъ, съ исключеніями Екате¬
рины II и Александра I, продолжались до
Александра II, который въ законѣ 1874 г.
призналъ старообрядчество терпимымъ уче¬
ніемъ, что поддерживалъ Александръ III
(законъ 1883 г.) и наконецъ императоръ Нико¬
лай II Высочайшимъ Манифестомъ 17-го апрѣ¬
ля 1905 г. призналъ христіанъ-старообряд-
цевъ равноправными съ другими исповѣ¬
даніями. Послѣ Манифеста 17-го апрѣля
1905 г. является, какъ его слѣдствіе, за¬
конъ 17-го октября 1906 г. По этому закону старообрядцамъ дано право
свободно исповѣдывать ихъ вѣру и отпра¬
влять религіозные обряды по правиламъ ихъ
вѣроученія, право образовать религіозныя
общины, имѣть духовныхъ лицъ, сооружать
храмы, учреждать богоугодныя заведенія и
школы, имѣть общественную собственность и
защищать ее на судѣ, управлять и руководить
духовными и хозяйственными дѣлами об¬