Деяния Второго Всероссийского Cобора христиан-поморцев, приемлющих брак. 1913 г.

: [url=http://txt.drevle.com/text/sobor_pomorcev_priemlyuschih_brak-1913/64]Деяния Второго Всероссийского Cобора христиан-поморцев, приемлющих брак. 1913 г.[/url]
 

Содержание
OCR
— 62 ~ рѣчи о законности смѣшанныхъ браковъ,
совершенныхъ внутри Церкви, такъ какъ
таковые браки безспорно запрещены по 72 пр.
6-го Вселенскаго Собора. Если по нѣкоторымъ обстоятельствамъ
бракъ христіанина заключается въ иновѣр¬
номъ обществѣ и христіанинъ присоединяется
къ иновѣрію, то въ этомъ случаѣ нѣтъ смѣ¬
шаннаго брака, ибо оба супруга одной вѣры.
Браки таковые при переходѣ въ истинную
вѣру не расторгаются, отпавшій же въ ино¬
вѣріе при возвращеніи наказывается только
за отступленіе, а не за бракъ. Но если христіанинъ идетъ по нѣкото¬
рымъ обстоятельствамъ въ иновѣрную цер¬
ковь и тамъ безъ присоединенія вступаетъ
въ бракъ съ иновѣрной женой по обряду той
церкви, и если онъ пожелаетъ быть въ
общеніи съ христіанами, то какъ его при¬
нять, какъ считать этотъ смѣшанный бракъ,
возможный только въ иновѣріи? Первый Всероссійскій Соборъ постановилъ
признавать эти браки терпимыми и не растор¬
гать и христіанскую часть на покаяніе при¬
нимать. Нѣкоторая же малая часть обще¬
ства хочетъ считать такіе браки незакон¬
ными сожитіями и воспрещаетъ принимать
•христіанскую часть на покаяніе, не смотря
на 52 прав, св. Апостолъ. Въ гонительныя
времени старообрядцевъ насильно вели въ
церковь господствующаго исповѣданія и
тамъ вѣнчали. Наши предки таковые браки
считали допустимыми и не расторгали и
на общеніе принимали нужды ради. Ед е левъ, И. И. Правило 72 повелѣ¬
ваетъ расторгать браки вѣрнаго съ невѣр¬
нымъ, овцы съ волкомъ, ибо не подобаетъ
смѣшивать несмѣшаемое. Но у насъ такихъ
браковъ и не бываетъ, а вопросъ идетъ о та¬
кихъ бракахъ, когда наша христіанка идетъ
замужъ за еретика и вступаетъ въ бракъ
у еретиковъ. Слѣдовательно она уже не овца,
а такой же волкъ. Когда христіанская часть присовокупится
къ еретической, то они становятся оба не¬
вѣрные; такой бракъ по апостолу церковь
не расторгаетъ. Бывалый,Е.Ѳ. Если супруги, вступив¬
шіе въ бракъ въ еретичествѣ, переходятъ въ
вѣру Христову, то такое супружество, такой
бракъ долженъ быть терпимъ согласно уче¬
нію апостола Павла. Смѣшанные браки, заключенные внѣ Цер¬
кви у еретиковъ, должны дѣлиться на двѣ
части. 1-е, когда супруги вступили въ бракъ у
еретиковъ съ отступленіемъ отъ вѣры, 2-е, когда супруги сожительствуютъ безъ
формальнаго еретическаго вѣнчанія по своему
обоюдному согласію. Первыхъ при пріемѣ
въ вѣру должно принимать какъ отступни¬
ковъ вѣры, а вторыхъ, если вѣрная часть
придетъ на покаяніе, то должна нести епи-
темію, дондеже обратится и невѣрная часть
къ вѣрѣ. Но сожительство это должно быть
терпимо, потому что мы видимъ, что и въ
древней церкви были такіе браки. Напри¬
мѣръ, Ѳеодора царица была за еретикомъ
иконоборцемъ, но отлучена отъ церкви не
была и даже причислена къ лику святыхъ. Теперь о бракахъ, совершенныхъ въ церкви
неуполномоченными на то лицами, мое мнѣніе
таково, что если въ обществѣ имѣется молит¬
венный домъ и наставникъ, или духовный
отецъ, а бракъ всетаки заключается безъ
вѣдома отца духовнаго, безъ его благосло¬
венія, то таковой бракъ незаконный и подле¬
житъ отлученію согласно правилъ Василія
Великаго 22 и 26 (Кормчая). Р о з а н о в ъ, Н. М. Св. апостолъ Павелъ
ясно говоритъ въ зач. 137 коринѳ.: «аще ко¬
торый братъ жену имать невѣрну, и та бла¬
говолитъ жити съ нимъ, да не оставляетъ
ея; и жена аще имать мужа невѣрна, и той
благоволитъ жити съ нею, да не оставляетъ
его. Святится бо мужъ невѣренъ о женѣ
вѣрнѣ и святится жена невѣрна о мужѣ
вѣрнѣ». Св. Златоустъ объясняетъ сіи слова
въ бесѣдахъ апостольскихъ на листѣ 1113:
«ащебо блудницѣ прилѣпляяйся, едино тѣло
есть, благоявлено яко идолослужителю при¬
лѣпившаяся, едино тѣло есть, но не бываетъ
нечиста... Здѣ убо побѣдится нечистое,
тѣмъ же и изволено быть сопряженіе». Такъ,