Деяния Второго Всероссийского Cобора христиан-поморцев, приемлющих брак. 1913 г.

: [url=http://txt.drevle.com/text/sobor_pomorcev_priemlyuschih_brak-1913/55]Деяния Второго Всероссийского Cобора христиан-поморцев, приемлющих брак. 1913 г.[/url]
 

Содержание
OCR
— 43 — сребро собирать; людей очищать, а не са¬
мому беззаконничать. Е д е л е в ъ, И. И. Вопросъ поставленъ
важный и тяжкій, но однако этотъ вопросъ
разрѣшилъ намъ святый подвижникъ Ѳео¬
доръ Студитъ хорошо и ясно. Въ его время
Царь Константинъ оставилъ законную жену
и взялъ другую, это былъ грѣхъ царя. А впо слѣдствіе св. Ѳеодоръ Студитъ на¬
звалъ этотъ грѣхъ уже ересью и даже тяг¬
чайшею ересью, ибо эта ересь могла заразить
стадо Христово: если глава подчиненныхъ,
т.-е. царь, сдѣлалъ такое беззаконіе, то
свободно оное перешло бы въ обычай и всѣхъ
людей, почему и не усумнился Св. Ѳеодоръ
назвать такое прелюбодѣйное сочетаніе «тяг¬
чайшею ересью» (часть 1 пис. 48 стр. 275
и 285). У насъ нѣкоторые говорятъ, что
грѣшника слѣдуетъ только уговаривать, а не
отлучать; однако такое понятіе закономъ
священнаго Евангелія не подтверждается,
Апостоломъ Павломъ и Св. Златоустомъ не
завѣщается. Священное Евангеліе намъ го¬
воритъ: «Аще рука или нога твоя соблаз¬
няетъ тя, отсѣцы ю и верзи отъ себе».
Толкованіе. Не о удѣхъ сія (Христосъ)
глаголя, но о друзѣхъ—тѣмъ же со многою
зѣльностію отсѣцати повелѣваетъ, сихъ на-
знаменуя соблазны приносящихъ. Видиши ли,
како имущій быти отъ соблазнъ вредъ.
Аще бо пребудутъ друзи, то ниже ихъ прі-
обрящеши и себе погубиши. Аще же отсѣ¬
ченіи, свое спасеніе соблюдеши». (Евангел.
бесѣд. на Матѳ. 59). «И аще речетъ кто, яко человѣколюбство-
вати брата сіе лѣпо Христіаномъ: да вѣсть,
яко гнѣвайся человѣколюбствуетъ, ибо че¬
ловѣколюбіе есть не всюду угождати недуж¬
нымъ, ниже ласкати безмѣстнымъ ихъ вожде¬
лѣніямъ. Тако и на согрѣшающихъ сотвори:
свяжи согрѣшившаго, донелѣже милостива
сотворитъ Бога; не оставляй разрѣшена,
да не паче связанъ будетъ Божіимъ гнѣвомъ».
(Злат. на 2 посл. кор, нравоуч. 14). «Внѣшній убо князь і аще поймаетъ пре¬
любодѣя, абіе мучитъ, азъ же не тако, но
недугованіе страсть отсѣцаю. И изгоняю убо того отъ Таинъ и священныхъ оградъ: воз¬
ставивъ же его, и свободившася отъ злобы,
и лучша покаяніемъ бывша воспріемлю
паки» (той же Златоустъ, нравоуч. 15). Вотъ какое должно показывать человѣко¬
любіе, а не такъ, какъ здѣсь говорили, чтобы
никакихъ грѣшниковъ не отлучать. Св. Зла¬
тоустъ говоритъ: «изволю паче главу отло-
жити, нежели оставити того въ священныя
входити предверія: Аще любопрится въ нихъ
же пребываетъ» (Маргар. Сл. 1 на Іюдея
л. 72). «Якоже просто осуждати вредно есть,
сицѣ еже не казнити явленныя грѣхи, путь
есть подаяти инымъ таяжде творити и дер-
зати. Обличаяйже рече являяй яко непросто,
но съ отсѣченіемъ. Тако бо и прочій страхъ
имѣти будутъ». (Апостол, бесѣд. къ Тимоѳ.
на зач. 286). Такъ вотъ, братіе, нераскаянный грѣхъ
можетъ обращаться въ ересь. Писаніе ве¬
литъ отсѣкать нѣкоторыхъ грѣшниковъ отъ
церковнаго сообщенія, и это и есть самая
любовь и врачеваніе ихъ душевнымъ язвамъ. Затѣмъ скажу вкратцѣ относительно об¬
щенія. Св. Ѳеодоръ Студитъ написалъ: «если
кто вкушаетъ пищу вмѣстѣ съ сочетавшимъ
прелюбодѣевъ или съ другимъ . еретикомъ
безразлично, то не должно вкушать пищи
вмѣстѣ съ такими, хотя бы они и притворя¬
лись православными. Ибо они не соблюдаютъ
заповѣди Апостола, повелѣвающаго съ тако¬
выми ниже ясти» (письмо 49 стр. 296). 3 а г р е б и н ъ, А. П. Если человѣкъ
прегрѣшилъ, но сознается передъ отцомъ
своимъ духовнымъ и раскаивается, то я
его признаю грѣшникомъ. Если же онъ
грѣхъ этотъ оправдываетъ, то такового нужно
уже признать еретикомъ. Г р у з и н о в ъ, Л. И. Насъ спраши¬
ваютъ, какъ считать духовныя болѣзни, рас¬
пространившіяся по всей имперіи, — грѣ¬
хомъ или ересью? Отвѣчу тѣмъ: брилъ ли
бороду Христосъ-Спаситель или св. Апо¬
столы, или св. отцы; пили ли они чай, пили ли
водку? Всякій скажетъ, что нѣтъ, ибо всѣ
эти беззаконія произошли отъ противниковъ
Христовой Церкви, отъ антихриста* отъ діа¬