Деяния Второго Всероссийского Cобора христиан-поморцев, приемлющих брак. 1913 г.

: [url=http://txt.drevle.com/text/sobor_pomorcev_priemlyuschih_brak-1913/52]Деяния Второго Всероссийского Cобора христиан-поморцев, приемлющих брак. 1913 г.[/url]
 

Содержание
OCR
-со¬ держаться постановленія Перваго Всерос¬
сійскаго Собора о брадобритіи, гдѣ брадо-
бритіе воспрещено безусловно, и брадобрѣецъ
считается явно нарушающимъ законъ Церкви,
христіанинъ же брѣющій бороду и желаю¬
щій быть на общей молитвѣ долженъ прежде
всего обратиться къ отцу духовному, который
долженъ сдѣлать назиданіе наединѣ и кротко
умолять. Именно умолять, а не относиться
формально: обрилъ бороду, значитъ ступай
вонъ изъ Церкви и справляйся съ грѣхомъ,
какъ самъ знаешь. При чемъ же тогда отецъ
духовный, гдѣ его подвигъ, гдѣ его служе¬
ніе? Братіе, если мы замѣчаемъ за послѣднее
$ремя усиленіе этихъ грѣховъ въ обществѣ,
то не указываетъ ли это на умаленіе подви¬
говъ наставниковъ нашихъ? Могутъ ли они
сказать, что исчерпали уже всѣ средства
христіанской любви въ борьбѣ съ людскими
пристрастіями и пороками? Прежде чѣмъ ихъ
клеймить печатью ереси, слѣдовало бы сперва
очистить человѣка отъ грѣха, пока онъ еще
во грѣхѣ, а не въ ереси. Грѣхъ есть наруше¬ ніе заповѣдей Господнихъ, преступленіе про¬
тивъ церковныхъ постановленій, а ересь есть
самомнѣнное мудрованіе, нарушеніе догма¬
товъ христіанскаго вѣроученія. Предлагаю о мірщеніи и брадобритіи оста¬
вить постановленіе 1-го Собора въ силѣ.
Относительно чаепитія скажу, что чаемъ у
насъ питаются едва ли не девять десятыхъ
населенія и отучить его постановленіемъ
Собора нельзя, а сдѣлаете ихъ только нару¬
шителями этого постановленія, потому что
чай людямъ необходимъ не какъ предметъ
роскоши, а какъ предметъ первой необхо¬
димости. Чай имѣетъ нѣкоторую питатель¬
ность и для городского бѣднаго населенія
онъ въ настоящее время такъ же необходимъ,
какъ хлѣбъ и служитъ ему вѣрнымъ сред¬
ствомъ противъ голодной смерти. Лишать
бѣдняка его поддержки въ жизни Соборъ не
имѣетъ права. . Засѣданіе закрывается. ЗдгЦдн'в седьмое. СЕНТЯБРЯ 12. УТРО. Предсѣдатель. Честные отцы. По¬
молитесь обо мнѣ, дайте мнѣ вашу сердечную
вѣру. Будте увѣрены, что я такъ же дорожу
святой вѣрой, преданіями и обычаями Церк¬
ви, какъ и вы. Будте увѣрены, что мы не
допустимъ на Соборѣ какихъ-либо нарушеній
правилъ Церкви, но будемъ стремиться
отъ совершенства къ большему совершен¬
ству. Объявляю настоящее засѣданіе бла¬
гочестиваго Собора открытымъ. Ершовъ, П. В. Вчера я смотрѣлъ
на. отцовъ духовныхъ, украшенныхъ сѣди¬
нами и опытомъ жизни, съ какою ревностію
они подвизались на защиту святой Церкви
отъ вкоренившихся грѣховъ. Съ другой сто¬
роны я видѣлъ печальниковъ людскихъ сла¬
бостей, настаивавшихъ на снисходитель¬ номъ, братскомъ отношеніи къ грѣшникамъ.
Вотъ на этой-то почвѣ и явилось разно¬
мысліе, какъ наказывать грѣшниковъ, впав¬
шихъ въ мірщеніе, брадобритіе и прочія
слабости. Я съ своей стороны скажу, что
Церковь не учитъ дѣлить грѣхи на большіе
и малые. Съѣсть, напримѣръ, яблоко ни¬
кому непринадлежащее, есть ли это грѣхъ?
Однако знаемъ, что Адамъ жестоко постра¬
далъ за это, но не за яблоко, а за пре¬
слушаніе заповѣди. На этомъ примѣрѣ
ясно видно, что нельзя опредѣлять и нака¬
зывать грѣхи только за видимое ихъ про¬
явленіе, а нужно смотрѣть глубже въ душу
согрѣшившаго, почему и для чего онъ сдѣ¬
лалъ запрещенное видимое дѣйствіе и со¬
образно внутренней винѣ наказывать. Что