Деяния Второго Всероссийского Cобора христиан-поморцев, приемлющих брак. 1913 г.

: [url=http://txt.drevle.com/text/sobor_pomorcev_priemlyuschih_brak-1913/50]Деяния Второго Всероссийского Cобора христиан-поморцев, приемлющих брак. 1913 г.[/url]
 

Содержание
OCR
— 38 — кону, это правда, но я нахожу, что одно
дѣло обличеніе, а иное дѣло убіеніе. Уличать
грѣшника мы обязаны по закону. Въ апо¬
стольскихъ посланіяхъговорится, что пре¬
любодѣи царство Божіе не наслѣдуютъ. Слѣ¬
довательно, если св. апостолы отказываютъ
грѣшникамъ въ царствѣ Божіемъ, то изъ
этого вытекаетъ, что Церковь обязана грѣш¬
никовъ наказывать. Теперь, братіе, я желалъ бы сказать нѣ¬
сколько словъ о томъ, что нѣкоторые изъ
нашихъ братій отъ ревности говорили о бра-
добритіи. Нѣкоторые признавали брадобритіе ересью,
основываясь на изрѣченіи Филарета, партіар-
ха Московскаго о Латинахъ, гдѣ сказано:
«проклинаю блудолюбную ересь», тамъ даже
сказано «душупогубительную ересь». Но мы должны имѣть въ виду, что тамъ
говорится не объ одной ереси брадобритія,
не одна ересь брадобритія проклинается, а
всѣ ереси, которыя содержитъ латинская
церковь. По ученію латинской церкви, бра¬
добритіе какъ бы снесено съ неба на землю,
но приравнять насъ христіанъ къ латиня¬
намъ за одно брадобритіе, которое латиняне
приняли въ законъ, въ руководство, въ обя¬
занность, ни въ какомъ случаѣ невозможно
потому что никогда наша Церковь не учила
и не учитъ допускать брадобритіе. Наша
Церковь считаетъ брадобрѣйцевъ преступ¬
никами, нарушителями закона Церкви, а
таковые нарушители должны быть наказаны
по закону. Ересь относится къ ученію, а не къ част¬
нымъ поступкамъ кого-нибудь изъ числа
нашихъ братій. Мякининъ Й. Н. Мои предшествен¬
ники, Грузиновъ, Богунъ и Богатыревъ,
хорошо объяснили, что есть ересь, они хо¬
рошо показали, что есть грѣхъ, они дока¬
зали отъ Св. Писанія и отъ Ветхаго За¬
вѣта, отъ книги Библіи, и отъ св. Еванге¬
лія и изъ правилъ свв. отецъ настолько
точно и неопровержимо, что мнѣ предстоитъ
пояснить только мнѣніе, высказанное дру¬
гими предшественниками, что нужно цѣлить грѣшника, а не осуждать, чтобы показать
любовь христіанскую; тутъ главнѣйшее не¬
доумѣніе вытекаетъ изъ того, какъ цѣлить.
Въ объясненіе укажу: кн. Кормчая 261 лис.
на об. «Четыре суть мѣста запрещеніемъ:
плачущаго, послушающаго, припадающаго,
стоящаго съ вѣрными». Вотъ лѣкарственныя
средства Святаго Духа, и кто такъ дѣй¬
ствуетъ, тотъ любовь творитъ нелицемѣрну;
и кн. Никона Чер. Горы 416 лис. на об.:
«I. Златоустъ отъ еже къ Коринѳамъ, сице
подобаетъ носити запрещенія отецъ, еще
предводящимъ болѣти о согрѣшающихъ не
въ нихъ бо лежитъ, но и въ васъ. Аще
бо видитъ согрѣшивый, яко запрещенъ убо
бысть отъ отца, уласканъ же отъ братій,
лѣнивѣйши бываетъ, но егда отецъ запре¬
титъ съ разгнѣвайся и ты, или яко брата
щадя или яко съ отцемъ негодуя, точію
покажи много тщанія и поплачи, не яко
запрещенъ бысть, но яко согрѣши еще со¬
зижду убо азъ разрѣши же ты, что успѣ¬
хомъ вящше развѣ труды», т.-е. одни отцы
будутъ говорить, что это грѣхъ, а другіе,
напротивъ, будутъ говорить, что это не
грѣхъ, и фарисеями будутъ укорять, за это
Іоаннъ Златоустъ не похваляетъ {тамъ же
416 лис. на об.): «Паче же не до сего бысть
тщета, но и муку приводиши на себѣ.
Возбраняя бо не исцѣлиши ранъ отъ сот-
воршаго, неменьшую имать муку, но боль¬
шую, нѣсть бо равно уязвити, и еже уяз-
венному возбраняти исцѣлити, себо смерть
рождается всяко оно же не всяко, сіе же
глаголяхъ вамъ, яко съ владящими гнѣ¬
вается, о нихъ же праведнѣ негодуютъ, да
егда видите кого запрещаема вси отвращай-
теся, больше неже учитель, васъ да боится
паче неже начальникъ церковныхъ согрѣ¬
шивши, аще бо учителя боится точію ско¬
рѣе согрѣшитъ. Аще толикахъ очи толи-
кихъ устъ скушается, и въ множайшемъ
утвержденіи есть». Вотъ, дорогое собраніе,
изъ прочитаннаго ясно стало, что если отцы
духовные станутъ воспрещать, а съ другой
стороны будутъ говорить, что это грубо и
нужно люСдать брата, и не будутъ помо¬