Деяния Второго Всероссийского Cобора христиан-поморцев, приемлющих брак. 1913 г.

: [url=http://txt.drevle.com/text/sobor_pomorcev_priemlyuschih_brak-1913/263]Деяния Второго Всероссийского Cобора христиан-поморцев, приемлющих брак. 1913 г.[/url]
 

Содержание
OCR
— 259 — браки эти церковію не признавались законными, ибо церковь установила вѣнчаніе не послѣ
Василія Великаго, но въ самыя первыя времена послѣ Вознесенія Господня, какъ говоритъ
св. Златоустъ въ книгѣ Златоструй слово 111: „по восшествіи же Господа нашего на небеса,
вѣра Христова распространивши, ввдЪша же апостоли многи мятежи и блазны злы въ житіи
семъ, повелѢша сходящимся и на второй бракъ вѣнчатися и священникомъ заповѣданы не ходити
на таковыя пираны. Несущу же вѣнчанію, тѣмъ св. отцы въ постъ вдожиша, любодѣяніе наре-
котпа тйковый бракъ, а Третій (бракъ) прелюбодѣяніе и скотское житіе навыкшихъ, таковыя
отъ церкви отлучиша на 7 дѣтъ и посему повинны сотвориша; не повинующихся же церковному
уставу, но слабостію противдящіяся, горше поганыхъ нарекше, отвергоша, аще не покаются". Отсюда видно, что бракъ совершается священнословными молитвами и вѣнчаніемъ
съ самыхъ временъ апостольскихъ, какъ свидѣтельствуетъ св. Златоустъ, а не со временъ
Василія Великаго, какъ неосновательно утверждалъ нашъ собесѣдникъ. Тотъ же св. Зла¬
тоустъ еще разъ подтверждаетъ наше убѣжденіе въ толкованіи на книгу Бытія (л. 127).
„Ибо чего ради, скажи мнѣ, чрезъ скверныя пѣсни и непристойныя оныя позорища въ самомъ
началѣ попускаешь срамотою наполнятъ слухъ дѣвицы? Или не знаешь, какъ юношество къ паде¬
нію есть удобопреклонно? Должно все сіе прочь отринути и сначала стыдливости научить дѣвицу
и священниковъ позвать, и молитвою и благословеніемъ союзъ супружескій утвердити, чтобы и
любовь жениха умножилася и цѣломудріе невѣсты возрастало*. Какъ видите, союзъ брака долженъ быть утвержденъ молитвою и благословеніемъ
священника. Это и есть утвержденіе брака согласно тому, какъ написано въ маломъ Кати¬
хизисѣ. Теперь я разобралъ доказательства нашего собесѣдника и разъяснилъ ихъ вамъ и вмѣ¬
стѣ съ тѣмъ отвѣтилъ на поставленный имъ вопросъ, что дѣйствитель брака есть не священ¬
никъ, но Самъ Богъ, дѣйствующій чрезъ посредство православныхъ священниковъ во время
вѣнчанія и священническихъ молитвъ, но на мой вопросъ нашъ собесѣдникъ не отвѣтилъ,
а потому еще разъ ставлю его и прошу нашего собесѣдника доказать намъ, что въ новобла¬
годатной церкви могли простецы, не имѣющіе священной степени, совершать законные браки. Румянцевъ Ѳ. Ѳ. Вы слышали упреки моего собесѣдника, что будто бы я на
заданный имъ вопросъ: «на какомъ основаніи мы совершаемъ браки»—-не могъ отвѣтить
и что будто-бы этотъ вопросъ такъ и остался неразрѣшеннымъ. Но въ дѣйствительности
на вопросъ этотъ я подробно отвѣтилъ во второй своей рѣчи и если, быть можетъ, мой
отвѣтъ собесѣдникъ не совсѣмъ усвоилъ, то я кратко повторю его. Мы, простецы, бра¬
ковъ не совершаемъ. Они совершаются помимо насъ, во-первыхъ Богомъ и во-вторыхъ
самими брачущимися» мы же» напутствуя эту тайну, совершаемъ только извѣстныя мо¬
литвословія, прося Бога, чтобы онъ благословилъ союзъ. Поступая такъ, мы поступаемъ
вполнѣ законно по обстоятельствамъ послѣдняго времени. Священникъ при бракѣ кромѣ
молитвословія ничего не совершалъ,' ибо таинство брака совершается независимо отъ
благодати и воли священника. Такимъ образомъ, если Священникъ* имѣвшій благодать
священства, не могъ совершать бракъ въ его существѣ, а только лишь присутствовалъ
при бракозаключеніи, то тѣмъ болѣе мы» простецы, не можемъ совершать и не совершаемъ бра¬
ка, а также, какъ и священникъ, молитвословимъ уже совершившійся бракъ. Молитва же
возносившаяся прежде священникомъ, а нынѣ простецами» имѣетъ одинаковую силу и
значеніе» какъ дѣйствіе не тайно дѣйственное. Теперь надо полагать, мой собесѣдникъ
удовлетворится и «не будетъ спрашивать меня объ одномъ и томъ же по нѣсколько разъ. Затѣмъ я перехожу къ разбору свидѣтельствъ, приведенныхъ моимъ собесѣд¬
никомъ. 17*