Деяния Второго Всероссийского Cобора христиан-поморцев, приемлющих брак. 1913 г.

: [url=http://txt.drevle.com/text/sobor_pomorcev_priemlyuschih_brak-1913/254]Деяния Второго Всероссийского Cобора христиан-поморцев, приемлющих брак. 1913 г.[/url]
 

Содержание
OCR
— 260 — И не только въ родѣ христіанскомъ, но и во всѣхъ народахъ, во всѣхъ языкахъ
исполняется вѣнецъ благословенія Господня. Брачный союзъ мужа и жены, благосло¬
вленный Богомъ только тогда прекратится, когда не будетъ въ человѣчествѣ ни мужей,
ни женъ, т.-е. когда престанетъ существовать сей видимый міръ. Итакъ мы видимъ, что сущность брака при его установленіи не была связана Бо¬
гомъ со священноначаліемъ, ибо совершителемъ этого таинства является самъ Богъ, какъ
свидѣтельствуетъ о томъ ученіе св. церкви, изложенное въ большомъ катехизисѣ и тво¬
реніяхъ церковныхъ учителей. Если же совершитель этой тайны — Богъ, то всякій вѣ¬
рующій человѣкъ, признающій Бога, долженъ исповѣдывать, что совершеніе тайны брач¬
наго союза, зависитъ только отъ самого Бога. Тайна брака—тайна великая по ея суще¬
ству, ибо на ней зиждется все Божіе домостроительство, эта тайна опредѣляетъ всѣ
прочія тайны, установленныя для нашего спасенія. Хотя изъ всѣхъ церковныхъ таинствъ
таинство Святаго крещенія считается первымъ и важнѣйшимъ, но прежде чѣмъ совер¬
шается крещеніе должно быть рожденіе, а рожденіе совершается въ бракѣ. Не будетъ
брачнаго союза, значитъ не будетъ и рожденій, не будетъ и крещеній, ибо дѣйствовать
эти тайны будетъ некому и не на комъ. Поэтому и святый Іоаннъ Златоустъ въ книгѣ
о дѣвствѣ, въ гл. 8, говоритъ по отношенію отвергающихъ бракъ, что они, отвергая
его, погрѣшаютъ въ самомъ главномъ, ибо здѣсь нарушается все Божіе домостроительство. Чтобы мои утвержденія не были голословны, я приведу во свидѣтельство слова
пророка Малахіи: „Яко Господь засвидѢтельствова между тобою и между женою юности твоея.
Сими словами означаетъ, что союзъ между мужемъ и женою установдяется самимъ Богомъ. Сего ради Соломонъ нарицаетъ супружество завѣтомъ Божественнымъ, поелику превос¬
ходитъ всѣ человѣческія обязательства" (Притчи, и. 2, сл*. 17), „тако и пророкъ поставляетъ Бога
яко споручнпка, соединяюща и связующа мужа съ женою союзомъ неразрывнымъ"... „Въ супру¬
жествѣ всегда надлежитъ взирать на порядокъ, представленный Богомъ, или паче—яко на вѣчный
законъ, который преступить невозможно"... „Чесо ради? Понеже законъ супружества есть вѣченъ
и не можетъ подлежать какой-либо перемѣнѣ"1).. Законъ говоритъ: супружество есть вѣчное
установленіе и никакой перемѣнѣ подлежать не можетъ, ибо оно получаетъ благослове¬
ніе и силу отъ самого Бога; слѣдовательно, если брачный союзъ скрѣпляется Богомъ,
если тайна его заключается въ обѣщаніи самихъ брачущихся проводить свою жизнь
вмѣстѣ, какъ единая плоть и духъ, неразлучаясь ни при какихъ обстоятельствахъ, мо¬
гущихъ встрѣтиться на жизненномъ пути, то едва-ли какое-либо дополнительное дѣй¬
ствіе можетъ по существу дополнить самую тайну. Придерживаясь этого ученія св. цер¬
кви о бракѣ, мы несмотря на то, что лишены іерархическихъ чиновъ, не дерзаемъ от¬
вергать бракъ, не можемъ сказать, что разъ нѣтъ священника — нѣтъ и брака, ибо вѣ¬
римъ, что бракъ, какъ вѣчное Божіе установленіе, ни по какой причинѣ не можетъ
быть отмѣнено. Древняя церковь, согласно этого, и не учила, что заключеніе брака не¬
возможно безъ священнаго лица и если теперешніе Ѳедосеевцы, не имѣя, какъ и мы,
іерархическихъ чиновъ, считаютъ, что дѣйствителенъ таинства брака должно быть іерар¬
хическое лицо, то это ихъ мнѣніе является не только просто ошибочнымъ, но и про-
тиворѣчитъ ученію св. церкви. Въ большомъ Катихизисѣ вопросъ этотъ разрѣшенъ окон¬
чательно и не въ пользу Ѳедосеевцевъ. Вопросъ: ,,К*го есть д*кнствЕИннкъ еіа (6) тайны? Отвѣтъ: Первое уко Самъ Господь Богъ, ако Діонеей Боговидецъ пишетъ: и ваа- *) Толкованіе 6л. Ѳеодорита на нр. Малахію по тексту греческому и еврейскому гл. 2, стягъ 14 и 15,
листъ 221, 232 и на обор. Изданіе еп. Иринея.