Деяния Второго Всероссийского Cобора христиан-поморцев, приемлющих брак. 1913 г.

: [url=http://txt.drevle.com/text/sobor_pomorcev_priemlyuschih_brak-1913/244]Деяния Второго Всероссийского Cобора христиан-поморцев, приемлющих брак. 1913 г.[/url]
 

Содержание
OCR
— 240 Когда Ѳедосеевцы излагали уложеніе Собора въ Москвѣ, бывшаго въ 1883 г., то
чтобы придать атому Собору значеніе и авторитетъ, они привели постановленіе Выго¬
рѣцкихъ старцевъ такого содержанія: «ОбщесовѢтнѢ общежители и скитскіе пустынножители духовніи отцы и книжная братія,
со старостою вкупѣ, слушающе священныхъ правилъ по апостольскимъ и соборнымъ правиламъ,
приговорихомъ еже весьма духовникомъ безразборно на исповѣдь не принимати: 1) не пріобщен¬
ныхъ, которые непріобщеннымъ пріобщаются по правилу 9-му, иже въ Карѳагенѣ: не пріобщен¬
ному пріобщайся—и самъ не пріобщенъ. 2) Такожде н отлученныхъ, которые съ отлученными молятся, по правилу св. Апостолъ—
моляйся со отлученными, самъ такожде да отлученъ будетъ. 3) Къ симъ же и по многимъ инемъ церковнымъ правиламъ непріятныхъ въ церковь весьма
во исповѣдь не принимати. Аще ли которые учнутъ, по безбоязни страха Божія и по презрѣнію священныхъ правилъ,
непріобщенныхъ пріобщевати и отлученныхъ и въ церковь непріятыхъ во исповѣдь пріимати и
ходите въ міръ на соблазнъ исповѢдати міряны чрезъ священныя правила, по писанному: «Слѣ¬
пецъ слѣпца аще водитъ, оба въ яму впадаютъ», таковыхъ, яко же священныя правила отлучаютъ,
и мы отлученныхъ имѣемъ, и отъ нихъ, по священнымъ правиламъ, всѣмъ скитянанъ отлучаться
и тѣхъ дерзостниковъ старостѣ и выбраннымъ наказывати и изъ скитовъ вонъ выгоняти. На-
писася сіе въ лѣто 7227 (1719), марта 20-го дня. Старецъ Варлаамъ руку приложилъ. Выгорѣцкій
общежитель Даніилъ Викулинъ руку приложилъ. Священнымъ правиламъ соглашаюсь и отцемъ
послѣдую многогрѣшный Андрей Денисовъ рукою моею приписалъ» (дальше идутъ подписи) *). Этимъ постановленіемъ Ѳедосеевскій Соборъ думалъ подтвердить свое отверженіе
брака, но, какъ вы слышали въ Выгорѣцкомъ постановленіи нѣтъ и намека на бракъ,
а говорится о внутреннемъ порядкѣ церкви, чтобы отлученныхъ и непріобщенныхъ къ
Церкви въ общеніе не принимать, а о бракѣ нѣтъ ни слова. Вслѣдъ за этимъ Выгорѣцкимъ постановленіемъ, Ѳедосеевцы въ постановленіи Со¬
бора 1883 года приводятъ постановленія своего польскаго Собора 1752 года: «Въ 7260 году отцы называемаго польскаго собора въ статьѣ 24 подтверждаютъ слѣдующее.
Новоженовъ молодыхъ и старыхъ безъ распусту на покаяніе отцемъ духовнымъ отнюдь не при¬
нимать. Аще ли кто безъ распусту приметъ на покаяніе, отлучать того духовника и съ новоже-
номъ отъ христіанъ. Аще ли обѣщается впредь того не творити, да сотворитъ поклоновъ 300 до
земли при соборѣ. Новоженовъ, безъ разводу, пи съ какими обѢгами и ни подъ которыя епити-
міи по правиламъ святыхъ отецъ и по христіанскому нынѣшнему всеобдержному обычаю не при¬
нимать “ 2). Такое сочетаніе совершенно разнородныхъ постановленій, съ умысломъ придать
законную силу своему собору за счетъ Выгорѣцкаго монастыря, показываетъ прежде
всего, что Ѳедосеевцы ни въ 1752 г., ни въ 1883 г. не знали ни одного Выгорѣцкаго по¬
становленія по поводу бракоотверженія, какъ не знаютъ и въ настоящее время. Такая натяжка, сознательно допущенная въ соборномъ уложеніи 1883 г. только
еще разъ подтверждаетъ духовную безродность Ѳедосеевцевъ и ихъ смѣлые пріемы въ
восхищеніи непринадлежащаго имъ. Мой собесѣдникъ привелъ соборное постановленіе
Выгорѣцкаго монастыря 1792 г. за подписью, между прочими и Андрея Борисовича, а
по историческимъ даннымъ Андрей Борисовичъ умеръ въ 1791 году. х) „Братское слово за 1884 г., томъ П, стр. 93 и 94. Изъ соборнаго постановленія Преображенскаго клад¬
бища въ 1883 году въ Москвѣ'. 2) „Братское слово за 1884 г., томъ П, стр. 94. Изъ Соборнаго уложенія отцовъ Преображенскаго кладбища
1883 г. въ Москвѣ".