Деяния Второго Всероссийского Cобора христиан-поморцев, приемлющих брак. 1913 г.

: [url=http://txt.drevle.com/text/sobor_pomorcev_priemlyuschih_brak-1913/188]Деяния Второго Всероссийского Cобора христиан-поморцев, приемлющих брак. 1913 г.[/url]
 

Содержание
OCR
— 176 — начиналъ бесѣдовать. Здѣсь онъ или разъяснялъ сущность и внутренній смыслъ
празднуемаго событія или приводилъ примѣры изъ жизни дневного святого,
или, наконецъ, разбиралъ какое-нибудь событіе внѣшней жизни, имѣющее
значеніе для присутствующихъ и всегда заключалъ поученіемъ, какъ надо
жить въ наше слабое время. Здѣсь онъ то, горя огнемъ ревности, безпощадно
громилъ людей за слабость, непротивленіе злымъ обычаямъ, уклоненія въ
ереси; то кротко и любовно призывалъ всѣхъ на борьбу со всѣмъ мірскимъ,
молилъ подвигнуться по благовѣріи,—и тихія слезы катились изъ его глазъ.
Плакалъ онъ... и эта искренность трогала присутствующихъ, и они плакали,
и уходили изъ храма съ умиленной душой. При входѣ въ храмъ Д. В. написалъ крупными словами: «Горе міру отъ
соблазнъ» и «Удицы есть діаволи различны украшенія». Согрѣшающихъ онъ
увѣщевалъ дома наединѣ, или писалъ обличительныя письма; если же это
не помогало, то, горя огнемъ ревности по благочестію, обличалъ въ храмѣ
при всѣхъ. И это крайнее средство нерѣдко достигало желаемаго результата:
обличенный не бѣжалъ окончательно отъ храма, а исправлялся. Такъ велика
была внутренняя сила его слова и обаяніе его свѣтлаго образа. Если же обли¬
ченный, не внявъ голосу благоразумія, совсѣмъ отпадалъ отъ церкви, то доб¬
рый пастырь скорбѣлъ о гибнущей овцѣ, молился объ ней, плакалъ съ увѣ¬
щеваніями. Обличая, Д. В. не дѣлалъ разницы между богатыми и бѣдными,
знатнымъ и неизвѣстнымъ. Его слово было одинаково твердо и неизмѣнно
ко всѣмъ. Былъ такой случай. Въ Тулу пріѣхала изъ Москвы Е. Н. М—ва,
очень богатая особа, чтобы посмотрѣть храмъ, снявъ во дворѣ шляпу она
хотѣла войти, но Д. В. остановилъ ее на порогѣ: «нельзя, почтенная, покрой
сначала голову, а такъ ходить святые отцы не велятъ!». Сказано было такъ
твердо, что та повиновалась и исполнила, и Д. В. радушно показалъ ей всѣ
достопримѣчательности и древности, которыхъ особенно много въ Тульскомъ
Молитвенномъ Домѣ. Кромѣ этой чисто-внѣшней стороны жизни, Д. В. слѣдилъ также за на¬
правленіемъ мысли среди христіанъ, считался съ уклоненіями въ этой
области и по временамъ давалъ свои заключенія о какомъ-нибудь выдающемся
явленіи въ литературѣ, въ политикѣ. Такъ, напримѣръ, невдалекѣ отъ Тулы
находится Ясная Поляна, въ которой жилъ Левъ Толстой. Жители Тулы осо¬
бенно часто въ послѣднее время устраивали паломничества къ «великому пи¬
сателю земли русской»; въ нихъ принимали участіе и христіане. Чтобы не
допустить увлеченія идеями этого своеобразнаго философа Діонисій Василье¬
вичъ издаетъ «Взглядъ на творенія Льва Толстого», въ которомъ говоритъ:
«Безумно и богоборно исполинскіе либералы (Толстой и его единомышленники)
вчиняютъ измѣненіе божественнаго писанія (въ текстахъ библіи и новаго за¬
вѣта). Гордоумное буесловіе противоратуетъ небеснаго сѣятеля Бога-Слова,
рекшаго: «Азъ отъ Себе не глаголахъ, но пославый мя Отецъ, Той Мнѣ запо¬
вѣдь даде, что реку и что вогзлаголю; и вѣмъ яко заповѣдь Его животъ вѣчный
есть» (Іоанн. зач. 43). Надмѣнные вольнодумы 20 столѣтія осмѣливаются бого¬
преданныя слова жизни, твердѣйшія неба и земли (Луки зач. 82), ослаблять,
измѣнять на новыя болѣе пышныя. Какое гордоумное превозношеніе, взи¬
мающееся на разумъ Божій (Апостолъ зач. 159). Въ сущности ихъ богобор¬
ныя новыя узаконенія неживотворны, но смертоносны, какъ не причастныя