Деяния Второго Всероссийского Cобора христиан-поморцев, приемлющих брак. 1913 г.

: [url=http://txt.drevle.com/text/sobor_pomorcev_priemlyuschih_brak-1913/114]Деяния Второго Всероссийского Cобора христиан-поморцев, приемлющих брак. 1913 г.[/url]
 

Содержание
OCR
— 102 — Однако господствующее организованное
направленіе въ концѣ XIX вѣка начало
побѣждать русско-поморское уже разстроен¬
ное и разъединенное иконописаніе. Письмо
поморскихъ мастеровъ грубѣетъ, нагромо¬
ждаются безвкусныя украшенія, рисунокъ
становится уродливымъ; иконописаніе сосре¬
доточивается въ рукахъ самоучекъ, случайно
получавшихъ иконописные образцы (пере¬
воды и прориси). Въ этотъ періодъ замѣтно
искаженіе подлинныхъ рисунковъ по като¬
лическимъ образцамъ, главнымъ образомъ
по польскимъ гравюрамъ и лубкамъ. Эти
мастера, не получившіе наученія въ духѣ
русской религіозности, ввели въ христіан¬
скія общества многое, что положительно
противорѣчитъ убѣжденіямъ и духу старо¬
обрядчества. Общій упадокъ искусства шелъ въ связи
съ развитіемъ ремесленнаго и фабричнаго
производства. Иконы стали производиться
въ громадномъ количествѣ, открылись боль¬
шія мастерскія-фабрики иконъ, гдѣ вся за¬
дача мастера сводилась къ достиженію воз¬
можной дешевизны производства въ ущербъ
его художественнымъ качествомъ. Цѣлыя об¬
ширныя слободы (Мстера, Холуй и др.)
заняты въ настоящее время такой фабрика¬
ціей иконъ, оттуда же снабжаютъ иконами
торговцы и нашихъ братій по Вѣрѣ. Эти
торговцы скупаютъ въ Мстерѣ, Холуѣ, Гу-
слицахъ самыя дешевые сорта иконъ и ра-
возятъ ихъ по всей Россіи, старообрядцы и
поморцы привыкли къ такимъ продавцамъ,
вѣрятъ имъ и охотно покупаютъ ихъ сомни¬
тельный товаръ. Сами покупатели не въ си¬
лахъ разобраться въ качествѣ иконы, они ста¬
раются лишь подешевле купить, не обращая
вниманія, что покупаютъ,'а продавцы стре¬
мятся подороже продать и побольше нажить.
При такихъ условіяхъ, гдѣ коммерческіе
разсчеты стоятъ на первомъ планѣ, иконо¬
писаніе будетъ только падать, пока не пре¬
кратится совсѣмъ иконное дѣло, которое
въ будущемъ можетъ замѣниться механиче¬
скими издѣліями изъ жести и бумаги, Это
время не далеко, такъ какъ деревни и теперь полны бумажными печатными изображе¬
ніями святыхъ, а жестяныя штампованыя
по своей крикливой яркости и пестротѣ на¬
ходятъ громадный сбытъ въ народѣ. Эта опасность сознается не нами одними.
Государь Императоръ, большой цѣнитель
русской церковной старины, для возстано¬
вленія русскаго иконописанія повелѣлъ въ
1901 году учредить Комитетъ попечительства
о русской иконописи подъ Его Государевымъ
непосредственнымъ покровительствомъ. Этотъ
Комитетъ издаетъ иконописный подлинникъ
и другія изслѣдованія по иконописанію и
открылъ 4 школы иконописи въ с. Мстерѣ,
Холуѣ, Палехѣ, Борисовнѣ. Школы эти могли бы принести большую
пользу дѣлу иконописанія по древнимъ образ¬
цамъ, если бы имъ сочувствовало общество,
принадлежащее къ Господствующей церкви,
но мы видимъ, что мастера, выходящіе изъ
школъ Комитета, принуждены обстоятель¬
ствами жизни бросать свою науку и пере¬
ходить на такъ называемую итальянскую
живопись, такъ какъ общество ихъ отказы¬
вается отъ иконъ русскаго письма и требуетъ
итальянскую живопись. Среди же старообрядцевъ и особенно по¬
морцевъ стремленіе къ близкому ихъ сердцу
русскому образу еще сохранилось и они охотно
брали бы таковые, если бы они писались
единовѣрными братіями. Но къ несчастію
нашему матеріальное положеніе старообряд¬
цевъ не позволяетъ имъ открыть свою школу
древней иконописи или учиться въ школѣ
Комитета. Между тѣмъ это есть единственный путь
для очищенія Поморской иконописи отъ по¬
стороннихъ вліяній. Только путемъ учре¬
жденія хотя бы одной такой школы съ ма¬
стерской при ней можно надѣяться на со¬
зданіе мастеровъ иконнаго дѣла и тогда
вѣрующіе христіане перестанутъ покупать
сомнительный товаръ у сомнительныхъ тор¬
говцевъ и будутъ обращаться съ заказами
въ школьную мастерскую, откуда и будутъ
получать дешевые и подлинныя св. иконы.