Деяния Второго Всероссийского Cобора христиан-поморцев, приемлющих брак. 1913 г.

: [url=http://txt.drevle.com/text/sobor_pomorcev_priemlyuschih_brak-1913/104]Деяния Второго Всероссийского Cобора христиан-поморцев, приемлющих брак. 1913 г.[/url]
 

Содержание
OCR
— 92 — крещенія. Послѣ же Кипріана Церковь уста¬
новила три чина ересей и еретиковъ, изъ
которыхъ третій чинъ принимается однимъ
проклятіемъ ересей. Церковь наша считала безбрачныхъ ере¬
тиками именно третьяго чина и принимала
ихъ покаяніемъ и отреченіемъ ихъ заблужде¬
ній. Крещеніе же ихъ Церковь не отвергала. Предсѣдатель. Церковь Христова
принимала филипповцевъ, ѳедосеевцевъ и
тропарщиковъ на основаніи 12 и 13 пр.
6 Всел. Собора, какъ древняя Церковь, во
времена до раздѣленія Восточной и Западной
церквей, принимала римскихъ священнослу¬
жителей отвергавшихъ бракъ. Ѳедосеевцы и
филипповцы хранятъ чистоту крещенія и не
допускаютъ, какъ и наше христіанское обще¬
ство, еретическаго крещенія, почему на осно¬
ваніи 1 пр. Василія Великаго они подлежатъ
пріему только съ отверженіемъ ложнаго ихъ
пониманія существа брака. Наши предки
принимали ихъ такъ, слѣдовательно и мы
должны послѣдовать ихъ порядку. Мы знаемъ, что въ Сибири нашлись такія
лица, которыя до сего времени, несмотря на
постановленіе Озерскаго Собора, настаи¬
ваютъ, чтобы безбрачныхъ при пріемѣ кре¬
стить, какъ еретиковъ, а нѣкоторые свое¬
вольные безстрашные люди даже и крестятъ
ихъ, противъ св. Писанія и Соборнаго по¬
становленія. Я полагаю, что присутствующіе
здѣсь представители Церкви не будутъ под¬
держивать такого нечестія и закононару¬
шенія. Богатыревъ. С.И. Снисхожденіе можно
давать только на первое время, а не 200 лѣтъ.
Какъ же можетъ духовно родиться еретикъ,
хотя бы и третьяго чина? На основаніи ученія
св. муч. Кипріана и кн. Кормчей нужно
крестить всѣхъ приходящихъ къ намъ, потому
что внѣ Церкви нѣтъ крещенія. Е д е л е в ъ. И. И. Хотя я и незнакомъ съ фи-
липповцами и знаю только ѳедосеевцевъ, но
какъ видно они по убѣжденію единомышлен¬
ники. Здѣсь заявили нѣкоторые, что св. Ки¬
пріанъ повелѣлъ всѣхъ еретиковъ крестить.
Дѣйствительно такъ поступалъ св. Кипріанъ, но св. Кипріанъ жилъ въ 3-мъ столѣтіи, а
послѣ него былъ св. Гангрскій Соборъ въ 4-мъ столѣтіи. Этотъ Соборъ зналъ Кипріа-
ново постановленіе навѣрное хорошо, но
однако этотъ Соборъ постановилъ принимать
нѣкоторыхъ еретиковъ безъ крещенія и безъ
миропомазанія. Слѣдовательно и намъ, бра-
тіе, свободно, согласно сего Собора, также
поступать и не крестить новыхъ еретиковъ
подобныхъ третьему чину. Наши благораз-
судные предки ѳедосеевцевъ не дерзали кре¬
стить въ присоединеніи къ Церкви Христовой. Во вчерашней бесѣдѣ говорили, что ѳедо¬
сеевцы еретики и можно ихъ отнести къ пер¬
вому чину, подобно тому какъ отнесли Навата
ко второму чину еретиковъ за хуленіе второго
брака, а эти хулятъ и первый бракъ. Но это
неправда: Ѳедосеевцы не хулятъ бракъ, по¬
добно Маркіону или другимъ еретикамъ,
они бракъ безсвященнословный только за¬
коннымъ не признаютъ. Слѣдовательно одинъ
только у нихъ недостатокъ и заблужденіе,—
что кромѣ священника не можетъ быть
брака. Ѳедосеевцы подходятъ къ третьему чину
еретиковъ, на подобіе евстафіянъ: «вслѣд¬
ствіе того, что они порицаютъ бракъ и утвер¬
ждаютъ, что никто изъ состоящихъ въ бракѣ
не имѣетъ надежды у Бога. Итакъ поэтому то
св. Соборъ, собравшійся въ Ганграхъ, былъ
вынужденъ осудить ихъ, и изложить опре¬
дѣленія, что они состоять внѣ Церкви; а если
захотятъ раскаяться и предать анаѳемѣ каж¬
дое изъ этихъ злыхъ мнѣній, то должны быть
приняты. А если кто не убѣдится сказаннымъ,
то долженъ быть преданъ анаѳемѣ, какъ ере¬
тикъ, и быть внѣ общенія и въ удаленіи отъ
Церкви» (греч. Кормчая въ пред.). Гангрскій Соборъ судилъ еретиковъ частію
подобныхъ ѳеодосіянамъ, и не опредѣлилъ
крестить ихъ, или миромъ помазать, но рѣ¬
шилъ принимать ихъ съ однимъ только отре¬
ченіемъ ереси ихъ. Также и христіянскіе со¬
боры, въ Саратовѣ и въ Самарѣ бывшіе,ѳе¬
досеевцевъ судили, и тѣмъ же порядкомъ
въ лоно Христовой Церкви принимать ихъ
опредѣлили.