Деяния Первого Всероссийского Cобора христиан-поморцев, приемлющих брак. 1909 г.

: [url=http://txt.drevle.com/text/sobor_pomorcev_priemlyuschih_brak-1909/387]Деяния Первого Всероссийского Cобора христиан-поморцев, приемлющих брак. 1909 г.[/url]
 

Содержание

ЧАСТЬ I

ЧАСТЬ 2

Телеграмма Собора на имя Государя Императора и ответ Государя

Приветствія Собору и адреса, поднесенные Председателю и Секретарю Собора

ГолосЪ Церкви (письма, присланныя ПредсоборнымЪ СовЬщаніямЪ)

ДокладЪ: О Церкви и ея ТаинствахЪ Л.Ф. Пичугина

ДокладЪ: О всепагубномъ антихристе Л.Ф. Пичугина

ДокладЪ: О святыхъ пророкахЪ Енохе и Илiе Л.Ф. Пичугина

ДокладЪ: ОбЪ антихристЪ и пророкахЪ И.И. Зыкова

ДокладЪ: О наставникахЪ и настоятеляхЪ Т.А. Худошина

ДокладЪ: О существе брака Т.А. Худошина

ДокладЪ; О таинствЪ св. крещенія въ простолюдинскомЪ состояніи Ф. П. Кондратьева

ДокладЪ: О таинстве покаянія вЪ простолюдинскомЪ состояніи Ф. П. Кондратьева

Брачный уставъ Московской Монинской моленной 1803 г. и канонЪ Всемилостивому Спасу, составленный Г. И. Скочковымъ

ДокладЪ: О брачномЪ каноне Г. И. Скочкова Д. В. Ватова

Брачный уставЪ Петербургской Общины

Докладъ: О старообрядческихЪ общинахЪ Д. В. Батова

Поморскій ответЪ сто пятый

Сообщенія

Постановленія Духовнаго Суда

Особыя мненія членовЪ Собора

ЧАСТЬ 3. Доклады по гражданским вопросамъ

ЧАСТЬ 4. Предсоборныя совещания

ЧАСТЬ 5.

ЧАСТЬ 6

OCR
19 Объяснительная записка къ Въ настоящее время въ старообрядчествѣ
не имѣется спеціально духовныхъучилищъ,
не смотря на значительную религіозность
старообрядцевъ безпоповцевъ. Старообряд¬
ческія училища имѣютъ своею главною
задачею воспитывать учениковъ и ученицъ
въ духѣ религіозномъ и молитвенномъ,
дабы такимъ образомъ, пріобрѣтать для
своихъ молитвенныхъ домовъ чтецовъ и
пѣвцовъ. Вообще, желательно было бы,
чтобы открываемыя старообрядческія шко¬
лы походили бы по типу на духовныя
училища, независимо преподаванія въ нихъ
общихъ и полезныхъ для жизни предме¬
товъ. Поэтому, программа законоучителя
въ этой школѣ должна занять необыкно¬
венно широкое мѣсто, которая раздѣлится
на три слѣдующихъ урока: 1) Старообряд¬
ческое вѣроученіе, 2) Чтеніе по старо¬
печатнымъ книгамъ и 3) Духовное пѣніе.
Означенные уроки замѣняютъ собою
въ программѣ Министерскихъ училищъ
слѣдующее: Законъ Божій, Родной языкъ
и Пѣніе. I) Старообрядческое вѣроученіе. Въ первомъ году дѣтей обязательно
слѣдуетъ выучить: складывать перстосло-
женіе, креститься, кланяться отчетливо и
съ усердіемъ произносить молитву Ісусову
и другія, пріучить благоговѣйно стоять на
молитвѣ и т. д. Это главныя требованія
родителей по отношенію къ только-что
начинающимъ учиться дѣтямъ. Провин¬
ціальное старообрядчество чаще всего
высказываетъ желаніе, чтобы ихъ дѣтямъ
преподавалось, главнымъ образомъ, ду¬
ховное. Если ребенокъ умѣетъ, вставъ
утромъ, прочитать началъ или правильно
положить три поклона при входѣ въ со¬
сѣдній домъ, то въ обществѣ отзываются
о немъ какъ нельзя лучше. Вслѣдствіе
чего, вслѣдъ за перечисленными обря¬
дами программою, положены молитвы,
которыя необходимо должны быть вы¬ программгь Закона сБожія. учены наизусть. Сообразуясь съ даль¬
нѣйшею программою, въ первый годъ же¬
лательно было бы пройти болѣе намѣчен¬
ныхъ въ программѣ молитвъ, но это за¬
виситъ отъ усмотрѣнія законоучителя и
судя по успѣхамъ дѣтей. Въ первомъ
году при разучиваніи молитвъ дѣтямъ
должно быть дано понятіе о Богѣ, какъ
объ этомъ говоритъ св. Апостолъ Іоаннъ
Богословъ, что „Бога, никтоже видѣ ни-
гдѣже" (зач. 2). Самъ Господь также ска¬
залъ самарянынѣ: „Духъ есть Богъ“ (зач.
12). Пророкъ Давыдъ говоритъ: „Богъ
нашъ на небеси и на земли, вся елика
восхотѣ и сотвори" (ІІс. 113). Поэтому,
учащимся какъ можно лучше слѣдуетъ
разъяснить, что Боіъ есть Духъ невиди¬
мый, вездѣсущій, всемогущій, вѣчный,
премудрый. Десять заповѣдей Синайскаго
Закона дѣти выучатъ только наизусть. Во второмъ году ученія дѣти узнаютъ
лишь главныя основы Священной Исторіи.
Для этого законоучитель поступаетъ такъ.
Разсказавъ о сотвореніи міра, грѣхопаде¬
ніи первыхъ людей и обѣщаніи Спасителя
(кн. Златоустъ, нед. 29 сл. 107), онъ пе¬
реходитъ въ Новый Завѣтъ и разсказы¬
ваетъ о Рождествѣ Пресвятой Богородицы,
а затѣмъ и о Рождествѣ Господа Ісуса
Христа. Изъ Новозавѣтной Исторіи дѣтямъ
предлагаются во ІІ-мъ отдѣленіи только
разсказы о главныхъ церковныхъ празд¬
никахъ. За симъ проходятся предметы спе¬
ціально старообрядческаго характера. Сю¬
да относятся вошедшіе въ программу
заучиваніе наизусть многихъ молитвъ,
существенное въ старообрядческой школѣ
объясненіе значенія крестнаго знаменія и
двуперстія, и хотя поверхностное зна¬
комство' съ богослуженіемъ. Иріучива-
ніе дѣтей къ богослуженіемъ навыкамъ
займетъ громадное количество времени, и
нѣтъ сомнѣнія, что учащіеся бѣднаго со¬
стоянія, какъ осенью, такъ и съ наступле¬
ніемъ весны не будутъ посѣщать многихъ
уроковъ, вслѣдствіе домашнихъ крестьян¬
скихъ работъ.