Деяния Первого Всероссийского Cобора христиан-поморцев, приемлющих брак. 1909 г.

: [url=http://txt.drevle.com/text/sobor_pomorcev_priemlyuschih_brak-1909/322]Деяния Первого Всероссийского Cобора христиан-поморцев, приемлющих брак. 1909 г.[/url]
 

Содержание

ЧАСТЬ I

ЧАСТЬ 2

Телеграмма Собора на имя Государя Императора и ответ Государя

Приветствія Собору и адреса, поднесенные Председателю и Секретарю Собора

ГолосЪ Церкви (письма, присланныя ПредсоборнымЪ СовЬщаніямЪ)

ДокладЪ: О Церкви и ея ТаинствахЪ Л.Ф. Пичугина

ДокладЪ: О всепагубномъ антихристе Л.Ф. Пичугина

ДокладЪ: О святыхъ пророкахЪ Енохе и Илiе Л.Ф. Пичугина

ДокладЪ: ОбЪ антихристЪ и пророкахЪ И.И. Зыкова

ДокладЪ: О наставникахЪ и настоятеляхЪ Т.А. Худошина

ДокладЪ: О существе брака Т.А. Худошина

ДокладЪ; О таинствЪ св. крещенія въ простолюдинскомЪ состояніи Ф. П. Кондратьева

ДокладЪ: О таинстве покаянія вЪ простолюдинскомЪ состояніи Ф. П. Кондратьева

Брачный уставъ Московской Монинской моленной 1803 г. и канонЪ Всемилостивому Спасу, составленный Г. И. Скочковымъ

ДокладЪ: О брачномЪ каноне Г. И. Скочкова Д. В. Ватова

Брачный уставЪ Петербургской Общины

Докладъ: О старообрядческихЪ общинахЪ Д. В. Батова

Поморскій ответЪ сто пятый

Сообщенія

Постановленія Духовнаго Суда

Особыя мненія членовЪ Собора

ЧАСТЬ 3. Доклады по гражданским вопросамъ

ЧАСТЬ 4. Предсоборныя совещания

ЧАСТЬ 5.

ЧАСТЬ 6

OCR
— 13 нія наши школы посягнутъ на скромныя
училища благочестія предковъ нашихъ. Не
возстанетъ ли уже новое просвѣщеніе
противъ стараго? Нѣтъ. По тѣмъ же са¬
мымъ книгамъ и ту ясе духовную науку
слѣдуетъ проходить въ нашихъ школахъ
и теперь. Учебныхъ заведеній для свѣтскаго обра¬
зованія всѣхъ вѣдомствъ—низшихъ, сред¬
нихъ и высшихъ очень много, и старооб¬
рядчество въ нихъ, какъ въ таковыхъ, не
нуждается. Намъ нужна народная старо¬
обрядческая деревенская школа, и на пер¬
вое время не больше. Названіе „старооб¬
рядческая” дается нашимъ школамъ не за
общіе предметы, а за одну только рели¬
гіозность. Посему, если въ школахъ на¬
шихъ не будетъ отведено особаго мѣста
нашему вѣроисповѣдному ученію, если
это ученіе не будетъ поставлено на вы¬
сокую независимость отъ учебныхъ блю¬
стителей не нашей вѣры, то такія школы
намъ не нужны, онѣ суть одна фантазія.
Такъ пусть же въ стѣнахъ нашихъ школъ
останется и теперь то ученіе, то достояніе
предковъ, какое было и прежде. Но теперь, братіе, съ 1905 г. при из¬
мѣнившихся обстоятельствахъ ясизни не
только поморско-брачныхъ христіанъ, но
и всѣхъ старообрядцевъ, школами исклю¬
чительно церковными, школами указаннаго
стараго типа удовлетвориться нельзя. Во
многихъ мѣстахъ Россіи въ Прибалтій¬
скомъ краѣ, г. Двинскѣ, Чистополѣ и
другихъ, открылись, спеціально старо¬
обрядческія безпоповскія училища съ
преподаваніемъ въ нихъ общихъ предме¬
товъ. Въ Прибалтійскомъ краѣ такихъ
школъ въ настоящее время функціониру¬
етъ до 10 и болѣе. Но достойно замѣчанія то, что новая
программа съ общеобразовательными пред¬
метами поставила наши училища въ труд¬
ное положеніе. Не встрѣтила наша новая
школа преграды въ общемъ преподаваніи,
такъ какъ предметы—русскій языкъ, ариѳ¬
метика, исторія, географія, чистописаніе
и прочіе методически изслѣдованы, усо¬
вершенствованы и у ясе имѣютъ свою исто¬
рію. Но вотъ, предъ пами три предмета:
Законъ Божій, церковнославянское чтеніе
и пѣніе. ІІорядокз обученія неизвѣстенъ,
пѣть и учебниковъ. Меня безусловно спро¬
сятъ: а какъ же учили прежде? На это
отвѣчаю. Прежде съ этимъ дѣломъ справ¬ лялись легче, потому что обученіе шло безо
системы. Законъ Божій почти не препо¬
давался нигдѣ, другихъ предметовъ въ
большинствѣ тоже не преподавали, а два
предмета, чтеніе божественныхъ книгъ
и пѣніе, давали возмоясность учителю
или пѣвчему располагать большимъ сро¬
комъ времени, въ виду чего учитель и не
нуждался въ правильномъ и систематич¬
номъ порядкѣ обученія. Кромѣ того, тог¬
да учились читать по буквослага-
тельному способу, а теперь новыя шко¬
лы идутъ на встрѣчу упрощеному звуко¬
вому методу. Этимъ самымъ доказывается,
что способъ наученія чтенію измѣняется;
а разъ онъ измѣняется, требуются руко¬
водства и пособія. Допустимъ, что никто,
конечно, не заставляетъ насъ переходить
отъ стараго буквослагательнаго къ ново¬
му звуковому способу обученія, а это
вызывается одною только практикою учи¬
телей, и на мѣстахъ въ большинствѣ слу¬
чаевъ порядокъ сей входитъ въ обычай
школьнаго искусства. Имѣя въ виду болѣе серьезный докладъ,
ограничусь лишь одною надеждою на бу¬
дущее, что, какъ обученіе чтенію церков¬
ному такъ и пѣнію, современемъ,- съ Бо¬
жіею помощью, усовершенствуется. Скажу о важнѣйшемъ. Въ послѣднее
время всѣ сочувствующіе просвѣтительно¬
му дѣлу пребываютъ въ несомнѣнной на¬
деждѣ на нашъ соборъ, что представители
его (хотя въ лицѣ особой школьной ком¬
миссіи) дадутъ школамъ въ самомъ непро¬
должительномъ времени, самое существен¬
ное на первыхъ порахъ и нуясное. Нужны училищамъ: 1) программа по
духовнымъ предметамъ (вѣроученіе, чте¬
ніе и пѣніе') и 2) учебникъ по Закону Бо¬
жію. Нужны необходимо такясе старооб¬
рядческій катехизисъ и исторія св. собор¬
ной и апостольской церкви въ связи съ
исторіею старообрядчества, но это послѣд¬
нее придется ждать отъ второго собора.
Надѣются на соборъ не одни попечители
общинъ и учителя, а и учебное началь¬
ство. Что касается учебника, то я съ своей
стороны, считаю долгомъ заявить. Въ на¬
стоящее время австрійцами издано два
учебника, учебникъ свящ. Г. М. Караби-
новича и учебникъ священниковъ Бого-
родско-Глуховскихъ. Въ виду крайней не¬
обходимости въ учебникахъ по Священной