Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие

Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие / Российский государственный гуманитарный университет, Институт восточных культур и античности ; Ruhr-Universität Bochum, Seminar für Orientalistik und Islamwissenschaft ; ред. Н.Н. Селезнев, Ю.Н. Аржанов. Москва : ИВКА РГГУ, Пробел-2000, 2014. -- ISBN 978-5-98604-419-4

: [url=http://txt.drevle.com/text/miscellanea_orientalia_christiana-vostochnohristianskoe_raznoobrazie-2014/94]Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие / Российский государственный гуманитарный университет, Институт восточных культур и античности ; Ruhr-Universität Bochum, Seminar für Orientalistik und Islamwissenschaft ; ред. Н.Н. Селезнев, Ю.Н. Аржанов. Москва : ИВКА РГГУ, Пробел-2000, 2014. -- ISBN 978-5-98604-419-4[/url]
 

Содержание

Miscellanea Orientalia Christiana

От редакторов

SYRIACA

CAUCASIANA

COPTICA ET AETHIOPICA

TURCICA

ARABICA

Об авторах

Содержание

Inhaltsverzeichnis

OCR
93
Miscellanea Orientalia Christiana
Семь канонов и девять знамений...
╞дайав. Время жизни Бар Зōʿб в точности неизвестно, можно
лишь указать в качестве периода его творческой активности
рубеж XII--XIII вв. и первую четверть XIII в. Бар ʿЭврōйō со-
общает, что западносирийский («яковитский») автор Иаков
Бар Шаккō, изучавший под руководством Бар Зōʿб граммати-
ку и начала логики, умер в 1552 г. по «греческому
летосчислению»1, то есть в 1241 г. н.э.2 Можно предполагать,
что Бар Зōʿб , бывший учителем Бар Шаккō, закончил свой
путь несколько ранее.
ФИЛОСОФИЯ ВСЕОБЩЕГО ЗНАНИЯ
Философские сочинения Йō╝аннāна бар Зōʿб остаются неиз-
данными. Среди них особый интерес представляет «Слово»
(мēʾмрā) о четырех основных проблемах философии, написан-
ное семисложным размером и обращенное к ученикам -- свя-
щенникам ╖л ве, Г варг су и ʿАбдаллāху3. Бар Зōʿб занимал-
ся также выявлением принципа (║āнōнā) причинности,
актуального для грамматики, «разумных» наук -- риторики и
логики, а также «органической философии» или «природной
теории»; в передаче Э. Захау (1845--1930), -- Canon generalis qui
comprehendit omnia4, которому посвящено другое «Слово», со
введением, написанным двенадцатисложным размером5.
В этом сочинении Бар Зōʿб разрабатывает единую структуру
знания, основанную на античных образцах, которую он по-
T. I--III. Parisiis--Lovanii: Maisonneuve--Peeters, 1872--1877, t. III (Sectio
secunda), col. 409--411.
1 Т.е. по принятой на средневековом Ближнем Востоке селевкидской эре.
2 Толстолуженко, М. Ю., «Книга сокровищ» Иакова бар Шакко: Богословская
компиляция эпохи сирийского ренессанса // Символ No 55 (Париж-Москва,
2009), с. 360--361.
3 См.: Берлинская рукопись No 69 (Sachau 72), XIV. Bl. 63a--66b (Sachau,
Verzeichniss der Syrischen Handschriften, Abth. 1, S. 271); Baumstark, Geschichte der
syrischen Literatur, S. 311; См. также: Daiber, H., Ein vergessener syrischer Text:
Bar Zoʿbi über die Teile der Philosophie // Oriens Christianus 69 (1985), S. 73--80.
4 Sachau, Verzeichniss der Syrischen Handschriften, Abth. 1, S. 340.
5 См.: Берлинская рукопись No 92 (Sachau 306), IV. Bl. 118b--120a (Sachau,
Verzeichniss der Syrischen Handschriften, Abth. 1, S. 340--341).