Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие

Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие / Российский государственный гуманитарный университет, Институт восточных культур и античности ; Ruhr-Universität Bochum, Seminar für Orientalistik und Islamwissenschaft ; ред. Н.Н. Селезнев, Ю.Н. Аржанов. Москва : ИВКА РГГУ, Пробел-2000, 2014. -- ISBN 978-5-98604-419-4

: [url=http://txt.drevle.com/text/miscellanea_orientalia_christiana-vostochnohristianskoe_raznoobrazie-2014/78]Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие / Российский государственный гуманитарный университет, Институт восточных культур и античности ; Ruhr-Universität Bochum, Seminar für Orientalistik und Islamwissenschaft ; ред. Н.Н. Селезнев, Ю.Н. Аржанов. Москва : ИВКА РГГУ, Пробел-2000, 2014. -- ISBN 978-5-98604-419-4[/url]
 

Содержание

Miscellanea Orientalia Christiana

От редакторов

SYRIACA

CAUCASIANA

COPTICA ET AETHIOPICA

TURCICA

ARABICA

Об авторах

Содержание

Inhaltsverzeichnis

OCR
77
Miscellanea Orientalia Christiana
Физика Аристотеля в сирийской школе
Космология трактата De mundo была известна и в западно-
сирийской школе, как показывают сочинения представителей
школы монастыря ╒еннешрē. Одним из наиболее известных
ее выпускников был Иаков Эдесский (ок. 633--708 гг.), ученик
Севера Сēбōкта. Хорошее знакомство Иакова с текстами Ари-
стотеля1 делает неудивительным тот факт, что в его «Коммен-
тарии на Шестоднев»2 мы встречаем ряд представлений, ха-
рактерных для аристотелевской космологии. В частности,
Иаков использует идею Аристотеля об устройстве вселенной в
виде четырех сфер, в основе которых лежат четыре элемента.
При этом, источником его знаний могли послужить не только
труды позднеантичных комментаторов Аристотеля (напри-
мер, De opificio mundi Иоанна Филопона), но и De mundo, влия-
ние которого обнаруживается в труде Иакова3.
Появление трактатов «О мире» и «О принципах вселен-
ной» в лондонской рукописи, датируемой VI--VII вв., свиде-
тельствует о том, что изучение натурфилософии Аристотеля
на основе парафразов осуществлялось в сирийской школе уже
в доисламский период. На продолжение этой практики в ран-
неисламскую эпоху указывает сохранившийся сирийский пе-
ревод еще одного сочинения, которое представляет собой па-
рафраз всей философии Стагирита. Этот компендий
1 См.: Hugonnard-Roche, H., Jacob of Edessa and the Reception of Aristotle //
Romeny, B. T. H., ed., Jacob of Edessa and the Syriac Culture of his Day. Leiden,
2008, p. 205--222.
2 Комментарии на рассказ о шести днях творения (Haxaemeron) в первой
главе книги Бытия служили важным источником натурфилософских пред-
ставлений в античности. Но если в таких сочинениях, как De opificio mundi
Филона Александрийского или «Комментарии на Бытие» Оригена обнару-
живаются следы знакомства с «профанной» греческой философией, в соот-
ветствующих работах сирийских авторов мы практически не находим инте-
реса к греческой науке. См.: Napel, E. ten, Influence of Greek Philosophy and
Science in Emmanuel Bar Shahhare's Hexaemeron // Lavenant, R., ed., III Sympo-
sium Syriacum. (Orientalia Christiana Analecta 221). Roma, 1983, p. 109--118;
Napel, E. ten, Some Remarks on the Hexaemeral Literature in Syriac // Dri-
jvers, H. J. W., [et al.], eds., IV Symposium Syriacum. (Orientalia Christiana Ana-
lecta 229). Roma, 1987, p. 57--69.
3 См.: Wilks, M., Jacob of Edessa's Use of Greek Philosophy in his Hexaemeron //
Romeny, B. T. H., ed., Jacob of Edessa and the Syriac Culture of his Day. Leiden,
2008, p. 223--238.