Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие

Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие / Российский государственный гуманитарный университет, Институт восточных культур и античности ; Ruhr-Universität Bochum, Seminar für Orientalistik und Islamwissenschaft ; ред. Н.Н. Селезнев, Ю.Н. Аржанов. Москва : ИВКА РГГУ, Пробел-2000, 2014. -- ISBN 978-5-98604-419-4

: [url=http://txt.drevle.com/text/miscellanea_orientalia_christiana-vostochnohristianskoe_raznoobrazie-2014/76]Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие / Российский государственный гуманитарный университет, Институт восточных культур и античности ; Ruhr-Universität Bochum, Seminar für Orientalistik und Islamwissenschaft ; ред. Н.Н. Селезнев, Ю.Н. Аржанов. Москва : ИВКА РГГУ, Пробел-2000, 2014. -- ISBN 978-5-98604-419-4[/url]
 

Содержание

Miscellanea Orientalia Christiana

От редакторов

SYRIACA

CAUCASIANA

COPTICA ET AETHIOPICA

TURCICA

ARABICA

Об авторах

Содержание

Inhaltsverzeichnis

OCR
75
Miscellanea Orientalia Christiana
Физика Аристотеля в сирийской школе
надлунную (пространство «эфира», где правят боги) и подлун-
ную (где главную роль играют четыре элемента). В трактате
перечисляются обитаемые части земли, известные в то время
реки и моря, а также явления, происходящие в воздухе (метео-
рология). Описание переходит в размышление о структуре
вселенной, которая находится в состоянии равновесия и гар-
монии, поскольку поддерживается единой «силой» (δ ναμις),
которая пронизывет все существующее. Эта «сила» отождест-
вляется с Богом, и такой вывод, несомненно, делал данный
трактат, подписанный именем Аристотеля, привлекательным
для христианских читателей, поскольку предлагал картину
мира, которая потенциально могла быть согласована с би-
блейской1.
О популярности этого псевдоэпиграфического сочинения
говорит как существование нескольких его переводов на си-
рийский язык2, так и его влияние на труды сирийских авторов
начиная с VI в. Один из наиболее ранних примеров этого вли-
яния предлагает трактат «О причинах основания школ»3. Это
сочинение, написанное выпускником нисивинской академии
в конце VI в., представляет основание данной академии завер-
шающей стадией цепи различных «школ», существовавших в
истории человечества. В связи с «языческими» философами
после подробного описания «школы Платона» речь заходит о
его знаменитом ученике4:
нения в: Moraux, P., Der Aristotelismus bei den Griechen: Von Andronikos bis
Alexander von Aphrodisias. Bd. II. Berlin/New York, 1984, S. 5--82.
1 Ср. учение о двух «силах» (δυνάμεις), с помощью которых Бог управляет
творением, у Филона Александрийского. Филон основывает свое рассужде-
ние на Ветхом Завете, хотя и использует при этом аллегорический метод
толкования.
2 См.: Daiber, H., Die syrische Tradition in frühislamischer Zeit // Rudolph, U.,
Hg., Grundriß der Geschichte der Philosophie: Philosophie in der islamischen Welt. Bd.
1. Basel, 2012, S. 40--54.
3 Текст: Scher, A., ed., Mar Barhadbšabba ʿArbaya, Cause de la fondation des écoles.
(Patrologia Orientalis IV/4). Turnhout, 1981, p. 320--404. Комментированный
английский перевод: Becker, A. H., Sources for the Study of the School of Nisibis.
Liverpool, 2008, p. 94--160.
4 Сир. текст и фр. перевод: Scher, Mar Barhadbšabba ʿArbaya, p. 364. Англ.
пер.: Becker, Sources, p. 134.