Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие

Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие / Российский государственный гуманитарный университет, Институт восточных культур и античности ; Ruhr-Universität Bochum, Seminar für Orientalistik und Islamwissenschaft ; ред. Н.Н. Селезнев, Ю.Н. Аржанов. Москва : ИВКА РГГУ, Пробел-2000, 2014. -- ISBN 978-5-98604-419-4

: [url=http://txt.drevle.com/text/miscellanea_orientalia_christiana-vostochnohristianskoe_raznoobrazie-2014/68]Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие / Российский государственный гуманитарный университет, Институт восточных культур и античности ; Ruhr-Universität Bochum, Seminar für Orientalistik und Islamwissenschaft ; ред. Н.Н. Селезнев, Ю.Н. Аржанов. Москва : ИВКА РГГУ, Пробел-2000, 2014. -- ISBN 978-5-98604-419-4[/url]
 

Содержание

Miscellanea Orientalia Christiana

От редакторов

SYRIACA

CAUCASIANA

COPTICA ET AETHIOPICA

TURCICA

ARABICA

Об авторах

Содержание

Inhaltsverzeichnis

OCR
67
Miscellanea Orientalia Christiana
Физика Аристотеля в сирийской школе
поскольку философия есть уподобление Богу, также и ее основ-
ных частей две: теоретическая и практическая. Ибо благодаря
одной все может быть познаваемо, подобно деятельной силе
Творца, а благодаря второй может быть исполнено то, что необ-
ходимо. [...]
Но также и у каждой из этих частей есть другие части, на кото-
рые они разделяются и которые называются частями частей. Те-
орию же, которая представляет собой первый основной раздел
философии, разделяют на учение о тех предметах, которые име-
ют духовную природу и называются божественными, так что и
учение о них называется богословием, на учение о видимых при-
родных явлениях, которое также называется физикой, и на дру-
гое учение, на котором основано образование и которое называ-
ется просто математикой.
Первый фрагмент, где говорится о двух «силах» в Боге, через
которые Творец оказывается связан с творением1, выражает
традиционную для александрийских введений мысль о том,
что цель философии состоит в уподоблении Богу2. Во второй
части Сергий приводит ту же схему деления теоретической
философии на богословие, физику и математику, которая
представлена в его кратком введении, процитированном
выше. Тем не менее, одна деталь вносит изменение в нее. Го-
воря о богословии, Сергий определяет ее предмет буквально
как «духовные природы» (ܐ ܘ ̈ܖ ܐ ̈ ). И хотя далее он огова-
1 Это учение встречается ранее у Филона, см. «Об Аврааме» § 121: πατ ρ μ ν
τ ν λων μέσος, ς ν τα ς ερα ς γραφα ς κυρί νόματι καλε ται ν, α δ
παρ' κάτερα α πρεσβύταται κα γγυτάτω το ντος δυνάμεις, μ ν ποιητική,
δ' α βασιλική «в центре находится Отец всего, Который в священных пи-
саниях справедливо называется "Сущим", а то, что находится с двух сторон
от Него, -- это древнейшие силы, которые пребывают ближе всего к Сущему:
одна -- созидательная, другая -- правящая» (Philonis Alexandrini opera quae
supersunt / ed. L. Cohn. Berlin, 1902, p. 28). Очень схожая идея выражена в
псевдоэпиграфе «О мире» (см. ниже 2 раздел статьи), который хронологиче-
ски, скорее всего, предшествует времени жизни Филона. Видимо, она была
в целом характерна для александрийской философской традиции, ср. ком-
ментарий к «Исагогике» Аммония (Ammonius in Porphyrii Isagogen sive V voces /
ed. A. Busse. (Commentaria in Aristotelem Graeca IV.3). Berlin, 1891, p. 3).
2 Ср.: Hein, Definition und Einteilung der Philosophie, S. 99--101.