Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие

Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие / Российский государственный гуманитарный университет, Институт восточных культур и античности ; Ruhr-Universität Bochum, Seminar für Orientalistik und Islamwissenschaft ; ред. Н.Н. Селезнев, Ю.Н. Аржанов. Москва : ИВКА РГГУ, Пробел-2000, 2014. -- ISBN 978-5-98604-419-4

: [url=http://txt.drevle.com/text/miscellanea_orientalia_christiana-vostochnohristianskoe_raznoobrazie-2014/65]Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие / Российский государственный гуманитарный университет, Институт восточных культур и античности ; Ruhr-Universität Bochum, Seminar für Orientalistik und Islamwissenschaft ; ред. Н.Н. Селезнев, Ю.Н. Аржанов. Москва : ИВКА РГГУ, Пробел-2000, 2014. -- ISBN 978-5-98604-419-4[/url]
 

Содержание

Miscellanea Orientalia Christiana

От редакторов

SYRIACA

CAUCASIANA

COPTICA ET AETHIOPICA

TURCICA

ARABICA

Об авторах

Содержание

Inhaltsverzeichnis

OCR
64
Miscellanea Orientalia Christiana
Юрий Аржанов
Популярности трудов Сергия не в последнюю очередь спо-
собствовало то обстоятельство, что заимствованная им из
Александрии философская традиция неоплатонизма была до-
статочно близка к монашеской аскетической практике, тогда
как именно монастыри в период поздней античности и ранне-
го средневековья становятся основными центрами образова-
ния и науки. Другим автором, испытавшим на себе влияние
неоплатонизма и приобретшим популярность в сирийском
монашестве, был Евагрий Понтийский, труды которого в зна-
чительной мере сохранились именно на сирийском языке1.
Понятия φ σις «природа» и φυσικ «наука о природе» имеют
особое звучание в контексте философии Евагрия. В начале
трактата «Практик» (Πρακτικ ς) он пишет2:
Χριστιανισμός στι δόγμα το Σωτ ρος μ ν Χριστο κ πρακτικ ς
κα φυσικ ς κα θεολογικ ς συνεστ ς.
Христианство есть учение Спасителя нашего Христа, которое
состоит из практики, физики и теологии.
Тем самым Евагрий предлагает несколько отличную схему об-
учения, чем приведенная выше александрийская модель. В со-
хранившейся на сирийском языке заключительной части
трактата «Гностик» (Γνωστικ ς), который по жанру сближает-
ся с введениями в философию, он приводит следующее опре-
деление выделенных им частей «учения»3:
ܐ ܒ ܐ ܝ ܘ ܒ ܘ ܂ܐ ܘܗ ܢ ܕ ܐܒ ̈ ܐ ̈ ܒܘܕܕ ܐ
ܐܬ ̈ܒ ܒ ܕ ܐܪ ܐ ܬܕ ܉ܐ ̈ ܕ ܐ ܕ ܕ ܐ ܂ܐ ̈ ܕ
ܝܗ ܬ ܝܗ ܘ ܉ܐ ̈ܖܐ ܘܗ ܐ ܕ ܩ ܕ
܂ܐ ܐܕ ܐܬ ܕ ܝܗ ܐ ܒܗ ܉ ܕ ܐ ܪ ܐ
1 Ср.: Young, R. D., The Influence of Evagrius of Pontus // Young, R. D.,
Blanchard, M. J., eds., To train his Soul in Books: Syriac Asceticism in Early Christi-
anity. Washington, 2011, p. 157--175.
2 Текст: Évagre le Pontique, Traité pratique ou Le Moine II / Éd. A. et
C. Guillaumont. (Sources chrétiennes 171). Paris, 1971, p. 498.
3 Текст: Frankenberg, W., Evagrius Ponticus. (Abhandlungen der königlichen Ge-
sellschaft der Wissenschaften zu Göttingen, Philologisch-Historische Klasse; Neue
Folge, Bd. XIII, Nr. 2). Berlin, 1912, S. 552.