Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие

Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие / Российский государственный гуманитарный университет, Институт восточных культур и античности ; Ruhr-Universität Bochum, Seminar für Orientalistik und Islamwissenschaft ; ред. Н.Н. Селезнев, Ю.Н. Аржанов. Москва : ИВКА РГГУ, Пробел-2000, 2014. -- ISBN 978-5-98604-419-4

: [url=http://txt.drevle.com/text/miscellanea_orientalia_christiana-vostochnohristianskoe_raznoobrazie-2014/44]Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие / Российский государственный гуманитарный университет, Институт восточных культур и античности ; Ruhr-Universität Bochum, Seminar für Orientalistik und Islamwissenschaft ; ред. Н.Н. Селезнев, Ю.Н. Аржанов. Москва : ИВКА РГГУ, Пробел-2000, 2014. -- ISBN 978-5-98604-419-4[/url]
 

Содержание

Miscellanea Orientalia Christiana

От редакторов

SYRIACA

CAUCASIANA

COPTICA ET AETHIOPICA

TURCICA

ARABICA

Об авторах

Содержание

Inhaltsverzeichnis

OCR
43
Miscellanea Orientalia Christiana
«Не будьте как дети»: Адам в Третьем томе Исаака Сирина
Того, Кто его почтил»1. В дальнейшем Бар Пенкāйē поясняет,
что это желание не было присуще природе Адама. Бар Пенкāйē
приводит от лица Бога такие слова: «Какое-то желание, не
[свойственное твоей] природе (regṯā meddem d-lā ba-ḵyānā),
ввело [тебя] туда (т.е. к древу познания добра и зла. -- Е. Б.,
М. К.) и привело к порочному поведению, подобному этому»2.
Это неприродное желание было вложено диаволом, которому
Адам доверился по своей простоте. Несмотря на это, Адам не-
сет ответственность за свой поступок, ибо он «забыл честь»,
оказанную ему Творцом, которая сама по себе должна была
служить подтверждением истинности божественных слов. Во-
просу о величии Адама и чести, оказанной ему Богом, Бар
Пенкāйē уделяет особое внимание (всё творение, включая
денницу, было подчинено ему, и Сам Бог служил ему шесть
дней, устраивая для него дом), и именно это величие, по его
мнению, вызвало зависть диавола, пожелавшего лишить Ада-
ма его чести. Адам не удовольствовался этой честью и возже-
лал божественной степени (dargā; здесь концепция Бар
Пенкāйē опять соотносится с Третьим томом Исаака Сирина).
Более того, Ева возжелала получить эту степень прежде мужа
(параллель с толкованием Ефрема Сирина на книгу Бытия) и
превознестись над ним3.
5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В истории восточносирийской богословской традиции мы на-
ходим важные параллели с учением Исаака Сирина об Адаме,
хотя в рассмотренных нами случаях эти параллели ограничи-
ваются отдельными замечаниями, не получающими развития
в силу особенностей жанра и задач, стоящих перед автором.
Напротив, рассуждения об Адаме в Третьем томе, на первый
взгляд разрозненные и ограничивающиеся замечаниями об-
щего характера, образуют стройную систему, органично свя-
1 Бар Пенкāйē, Суть вещей, или История временного мiра, f. 7r.
2 Бар Пенкāйē, Суть вещей, или История временного мiра, f. 7r.
3 Бар Пенкāйē, Суть вещей, или История временного мiра, f. 8v.