Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие

Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие / Российский государственный гуманитарный университет, Институт восточных культур и античности ; Ruhr-Universität Bochum, Seminar für Orientalistik und Islamwissenschaft ; ред. Н.Н. Селезнев, Ю.Н. Аржанов. Москва : ИВКА РГГУ, Пробел-2000, 2014. -- ISBN 978-5-98604-419-4

: [url=http://txt.drevle.com/text/miscellanea_orientalia_christiana-vostochnohristianskoe_raznoobrazie-2014/43]Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие / Российский государственный гуманитарный университет, Институт восточных культур и античности ; Ruhr-Universität Bochum, Seminar für Orientalistik und Islamwissenschaft ; ред. Н.Н. Селезнев, Ю.Н. Аржанов. Москва : ИВКА РГГУ, Пробел-2000, 2014. -- ISBN 978-5-98604-419-4[/url]
 

Содержание

Miscellanea Orientalia Christiana

От редакторов

SYRIACA

CAUCASIANA

COPTICA ET AETHIOPICA

TURCICA

ARABICA

Об авторах

Содержание

Inhaltsverzeichnis

OCR
42
Miscellanea Orientalia Christiana
Евгений Барский, Максим Калинин
злоба сделалась явной (denḥaṯ, 146). Из этих слов можно за-
ключить, что человек, несмотря на «детскость» своего разума,
был в состоянии сознательно отвергнуть искушение, ибо «кар-
тина мiра», предлагаемая диаволом, явно противоречила ре-
альности. И когда Нарсай вновь использует слово «ребенок»,
на этот раз говоря об Адаме после грехопадения, он наделяет
это слово негативными коннотациями: Адам, подобно ребен-
ку, пытается придумать себе оправдание в проступке и обма-
нуть Бога (194--195). Здесь «детскость» связана уже не с прав-
дивостью, а с несовершенством представлений о Боге (Адам
надеется, что Бог не узнает правду). Šaḇrā у Нарсая как харак-
теристика согрешившего Адама приближается по смыслу к
понятию tarʕīṯā šḇarṯā у Исаака Сирина.
4.4. ЙОХАННАН БАР ПЕНКАЙЕ
У Йō╝аннāна Бар Пенкāйē в его сочинении «Суть вещей, или
История временного мiра» повествование об Адаме содержит
явные феодорианские аллюзии («Я полагаю, что никто не со-
мневается, что Адам был создан смертным по природе, -- как
некоторые полагают, что в гневе Бог возложил на него смерть
за то, что он презрел его заповедь. Очевидно, что это ересь»1).
Бар Пенкāйē называет Адама «простецом» (pšīṭā), эта характе-
ристика непосредственно соотносится с понятием šaḇrūṯā у
Исаака Сирина и взывает к объяснению: что Бар Пенкāйē по-
нимал под «простотой» Адама? Означает ли это недостаток ве-
дения, неспособность различать добро и зло, несовершенное
представление о Боге? К сожалению, эти вопросы остаются
без ответа. Обращает на себя внимание противопоставление
диавольской хитрости и Адамовой простоты: «Начал он [диа-
вол] придумывать нечестивый заговор против простеца (pšīṭā).
И пришло [к нему] желание [отведать] плода с пустым обеща-
нием и охватило Адама. Забыл он честь, [оказанную ему], и
1 Йō╝аннāн Бар Пенкāйē, Суть вещей, или История временного мiра.
BL. Or. 9385, f. 9r. Благодарим Ю. В. Фурман, предоставившую нам доступ к
подготавливаемому ей изданию «Истории» Йō╝аннāна Бар Пенкāйē. Текст
цитируется по переводу Ю. В. Фурман.