Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие

Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие / Российский государственный гуманитарный университет, Институт восточных культур и античности ; Ruhr-Universität Bochum, Seminar für Orientalistik und Islamwissenschaft ; ред. Н.Н. Селезнев, Ю.Н. Аржанов. Москва : ИВКА РГГУ, Пробел-2000, 2014. -- ISBN 978-5-98604-419-4

: [url=http://txt.drevle.com/text/miscellanea_orientalia_christiana-vostochnohristianskoe_raznoobrazie-2014/375]Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие / Российский государственный гуманитарный университет, Институт восточных культур и античности ; Ruhr-Universität Bochum, Seminar für Orientalistik und Islamwissenschaft ; ред. Н.Н. Селезнев, Ю.Н. Аржанов. Москва : ИВКА РГГУ, Пробел-2000, 2014. -- ISBN 978-5-98604-419-4[/url]
 

Содержание

Miscellanea Orientalia Christiana

От редакторов

SYRIACA

CAUCASIANA

COPTICA ET AETHIOPICA

TURCICA

ARABICA

Об авторах

Содержание

Inhaltsverzeichnis

OCR
370
Miscellanea Orientalia Christiana
Константин Панченко
История антиохийских патриархов от крестоносцев до ос-
манов была написана, как уже говорилось, Павлом Алепп-
ским1. Текст Павла распадается на четыре композиционных
блока. Сначала Павел приводит пространную выписку из не-
коего мусульманского исторического труда о разорении Анти-
охии Бейбарсом в 1268 г.2 Далее автор, не замечая, что наруша-
ет хронологию, попытался восстановить преемство православ-
ных патриархов XII--XIII вв., эпохи владычества крестоносцев
в Сирии. Из разных источников Павлу удалось извлечь не-
сколько имен антиохийских первосвятителей, в том числе из-
вестного канониста Феодора Вальсамона (1185--1203) и патри-
арха начала XIII в. Симеона, упоминаемого в колофонах вы-
дающегося книгописца того времени Пимена Дамасского3.
Следующим источником, задействованным Павлом, была ле-
топись антиохийского патриарха Михаила II (1395--1404?), ох-
ватывавшая 35--40 лет предшествующей истории Антиохий-
ской церкви -- примерно столько, сколько смогла удержать
устная память мелькитов, которую патриарх попытался зафик-
сировать письменно. Хроника Михаила была немногим более
чем кратким перечнем патриархов, начиная с 1359 г., когда был
низложен патриарх Игнатий, нашедший потом убежище на
1 Русский перевод этого исторического сочинения Павла доступен в составе
перевода его известного труда «Странствие Макария» (См.: Путешествие
антиохийского патриарха Макария..., с. 676--679). К этому же сочинению
восходят соответствующие разделы летописи Михаила Брейка: Ал-╝а║āʾи║
ал-вафиййа, с. 126-136; рус. пер. см.: Список Антиохийских патриархов //
Труды Киевской Духовной Академии 6 (1874), с. 419--422.
2 Зная, что Павел Алеппский был знаком с трудами египетского хрониста
XV в. Ибн Тагриберди, я попытался сличить пассаж о разорении Антиохии в
изложении Павла с аналогичным сообщением этого историка (Ибн Та▀рӣ
Берд ал-Атāбак , Джамāл ад-Д н Аб -л-Ма╝асин Й суф, Ан-Нуджӯм аз-
зāхира фӣ мулӯк Ми╕р ва-л-╒āхира. Ч. 7. Бейрут, 1992, ╕. 128--129). При на-
личии ряда удивительных совпадений, расхождений между обоими текстами
оказалось все-таки больше. Возможно, данные Павла и Ибн Тагриберди
восходят к некоему общему источнику.
3 Путешествие антиохийского патриарха Макария..., с. 678. О Пимене Да-
масском см., в частности: Французов, С. А., Приписки к арабской рукописной
Библии (D 226) из собрания института восточных рукописей РАН как истори-
ческий источник // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитар-
ного университета, сер. III, 3/17 (2009), с. 38--41.