Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие

Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие / Российский государственный гуманитарный университет, Институт восточных культур и античности ; Ruhr-Universität Bochum, Seminar für Orientalistik und Islamwissenschaft ; ред. Н.Н. Селезнев, Ю.Н. Аржанов. Москва : ИВКА РГГУ, Пробел-2000, 2014. -- ISBN 978-5-98604-419-4

: [url=http://txt.drevle.com/text/miscellanea_orientalia_christiana-vostochnohristianskoe_raznoobrazie-2014/370]Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие / Российский государственный гуманитарный университет, Институт восточных культур и античности ; Ruhr-Universität Bochum, Seminar für Orientalistik und Islamwissenschaft ; ред. Н.Н. Селезнев, Ю.Н. Аржанов. Москва : ИВКА РГГУ, Пробел-2000, 2014. -- ISBN 978-5-98604-419-4[/url]
 

Содержание

Miscellanea Orientalia Christiana

От редакторов

SYRIACA

CAUCASIANA

COPTICA ET AETHIOPICA

TURCICA

ARABICA

Об авторах

Содержание

Inhaltsverzeichnis

OCR
365
Miscellanea Orientalia Christiana
Вспомнить прошлое: Антиохийский Патриарх Макарий III аз-Заʿӣм...
ал-Ба╝р , автором [книги] ал-Хāв ал-Кабӣр (арабское назва-
ние «Тактикона» -- К.П.)»1.
Любопытно отметить, что в ранней редакции летописи
Макарий тоже писал об эволюции антиохийско-грузинских
связей, в тот раз -- со слов Кедрина, чья версия заметно отли-
чается от данных Никона2. В рукописи В 1227 обе версии на-
слаиваются друг на друга, местами вступая в противоречие.
Макарий не успел упорядочить текст.
Столь же подробно Макарий пишет о благочестии и аске-
тических подвигах антиохийского патриарха Николая II
(1025--1030), ссылаясь на свидетельства Луки, митрополита
ʿАйн Зарбы (Аназарвы), и других лиц, сохранившиеся в пере-
даче, предположительно, того же Никона Черногорца. Стоит
привести целиком эти любопытные пассажи.
И этот патриарх, после того, как стал на патриаршество,
блюл законы монашеского жития всеми силами своими. И де-
лал он это неявно, так что не знали о том... и даже более того,
казался он источником смуты и соблазна для тех, кто не ведал
помыслов его. Так, бывало, входил он в келью [свою], весьма не-
большую, и сгребал горку углей [в жаровне] и насыпал на них
многоразличные благовония. И был у него ученик... и набрался
он однажды смелости спросить его об этом. И откликнулся [па-
триарх] на любовь его к нему, и сказал: «О сын мой, когда был я
[простым] монахом, не уставал трудиться на пути спасения
души, и почтен был от Бога и Духа Святого благоуханным запа-
хом, разливавшимся вокруг. А после того, как стал я патриар-
хом, удалился от меня этот сладкий запах духовной святости, и
теперь извлекаю этот вот запах, познаваемый чувствами, и не
получаю пользу от того». И раскрыл это ученик после смерти па-
триарха. И когда писали образ [патриарха] после кончины его,
изобразили над ликом его ото лба до уха линию, указуя этим на
то, что изливается из разума его в чувство обоняния. А умер он
от болезни задержания мочи. И советовали ему врачи посетить
баню и обосновывали полезность этого при болезни его. Что же
1 В1227,c.172:8
2 В 1227, c. 178: 9--16.