Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие

Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие / Российский государственный гуманитарный университет, Институт восточных культур и античности ; Ruhr-Universität Bochum, Seminar für Orientalistik und Islamwissenschaft ; ред. Н.Н. Селезнев, Ю.Н. Аржанов. Москва : ИВКА РГГУ, Пробел-2000, 2014. -- ISBN 978-5-98604-419-4

: [url=http://txt.drevle.com/text/miscellanea_orientalia_christiana-vostochnohristianskoe_raznoobrazie-2014/358]Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие / Российский государственный гуманитарный университет, Институт восточных культур и античности ; Ruhr-Universität Bochum, Seminar für Orientalistik und Islamwissenschaft ; ред. Н.Н. Селезнев, Ю.Н. Аржанов. Москва : ИВКА РГГУ, Пробел-2000, 2014. -- ISBN 978-5-98604-419-4[/url]
 

Содержание

Miscellanea Orientalia Christiana

От редакторов

SYRIACA

CAUCASIANA

COPTICA ET AETHIOPICA

TURCICA

ARABICA

Об авторах

Содержание

Inhaltsverzeichnis

OCR
353
Miscellanea Orientalia Christiana
Passio secundum Ibn al-Akfānī: учение христианских конфессий...
рят они, что человечество Христа общее, а не частное, и что уби-
ение и распятие произошли с человечеством помимо божества.
И мелькиты согласуются [с несторианами] в том, что убие-
ние и распятие произошло со Христом со стороны человечества
его, а не со стороны божества его, и имеется в виду под челове-
чеством плоть, а под божеством -- дух.
В сочинениях более ранних представителей традиционного
мусульманского религиоведения подобное изложение рас-
хождений христианских конфессий в данном вопросе обнару-
живается у известного мусульманского полемиста из Кордовы
Аб Му╝аммада ибн ʿАл ибн А╝мада ибн ╞азма (994--1064)1, в
его обстоятельном труде «Разбор религий, ересей и сект» (Kitāb
al-faṣl fī-l-milal wa-l-ahwāʾ wa-n-niḥal):
سيل هلك مات ناسناو هلك مات هلا مالسلا هيلع ىسيع ...نا مهلوقو ...ةيناكلملا
ٌءيش هلني مل هنم هلالا ناو لتقو بلص يذلا وه هنم ناسنالا ناو رخٓالا ريغ امهدحٔا
ﷲ ىلاعت ﷲ نبا دحاو ٌءيش ًاعم امهناو ناسن ٕالاو هلالا تدلو ميرم ناو كلذ نم
.مهرفك نع
امناو هلالا دلت مل ميرم نا اولاق مهنا الا ٍءاوسب ًءاوس كلذ لثم ةيروطسنلا تلاقو
.2مهرفك نع ﷲ ىلاعت هلالا دلو امناو ناسنالا دلي مل ىلاعت ﷲ ناو ناسنالا تدلو
[Мелькиты говорят], что ʿ сā (мир ему!) -- Бог всецело совер-
шенный и человек всецело совершенный, и каждый из обоих
никто иной, как другой. И что распятый и убитый -- это человек
от него, и что Бога от него не затронуло ничто из этого. И что
Марйам родила Бога и человека, и что они оба -- единое целое:
Сын Бога (превыше Бог их безбожия!).
Несториане говорят подобное сему точь-в-точь, кроме того,
что они говорят, что Марйам не родила Бога, а именно родила
1 См. о нем: Pulcini, Th., Exegesis as polemical discourse: Ibn Ḥazm on Jewish and
Christian Scriptures. 2 vols. Ph.D. Dissertation. University of Pittsburgh, 1994,
vol. I, p. 9--38; Изд.: Atlanta: The American Academy of Religion, 1998, p. 1--11;
Вasо, Gh. Ḥ., Muslim Understanding of Other Religions: An Analytical Study of Ibn
Ḥazm's Kitāb al-Faṣl fī al-Milal wa al-Ahwāʾ wa an-Niḥal. Ph.D. Dissertation. The
Temple University, 1986, p. 46--74; Русскому читателю он, вероятно, более
известен как сочинитель трактата о любви «Ожерелье голубки»: Ибн Хазм,
Ожерелье голубки / Пер. с араб. М. А. Салье под ред. И. Ю. Крачковского. М.:
Изд-во вост. лит., 1957 (см. предисл.: с. 3--6).
2 Ibn Ḥazm, Kitāb al-faṣl fī-l-milal wa-l-ahwāʾ wa-n-niḥal, ǧ. 1, ṣ. 48--49.