Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие

Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие / Российский государственный гуманитарный университет, Институт восточных культур и античности ; Ruhr-Universität Bochum, Seminar für Orientalistik und Islamwissenschaft ; ред. Н.Н. Селезнев, Ю.Н. Аржанов. Москва : ИВКА РГГУ, Пробел-2000, 2014. -- ISBN 978-5-98604-419-4

: [url=http://txt.drevle.com/text/miscellanea_orientalia_christiana-vostochnohristianskoe_raznoobrazie-2014/34]Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие / Российский государственный гуманитарный университет, Институт восточных культур и античности ; Ruhr-Universität Bochum, Seminar für Orientalistik und Islamwissenschaft ; ред. Н.Н. Селезнев, Ю.Н. Аржанов. Москва : ИВКА РГГУ, Пробел-2000, 2014. -- ISBN 978-5-98604-419-4[/url]
 

Содержание

Miscellanea Orientalia Christiana

От редакторов

SYRIACA

CAUCASIANA

COPTICA ET AETHIOPICA

TURCICA

ARABICA

Об авторах

Содержание

Inhaltsverzeichnis

OCR
33
Miscellanea Orientalia Christiana
«Не будьте как дети»: Адам в Третьем томе Исаака Сирина
образом, -- не случайная ассоциативная характеристика, а
важный термин, употребление которого значимо для компо-
зиции гомилии).
Исаак Сирин говорит, что Иаков «по-адамовски» вошел в
пещеру-гроб в сокрушении сердца. Первая и наиболее кон-
кретная культурно-историческая ассоциация, связанная с
этим набором образов, -- легенда, изложенная в «Пещере
сокровищ»1: Адам совершал покаяние в пещере, которая впо-
следствии стала его могилой. В то же время Исаак Сирин мог
провести параллель между жизнью Адама, ниспавшего с вели-
кой славы, дарованной ему Богом, и жизнью Иакова, достиг-
шего вершин святости и впавшего в грех (падение человека,
уже достигшего явной святости, и его возвращение к состоя-
нию святости через покаяние -- нехарактерный для христиан-
ской агиографии сюжет). Адаму была дана возможность по-
каяния и исправления (Исаак Сирин здесь эксплицитно свя-
зывает слово ʔāḏāmāʔīṯ с идеей покаяния), Адам был искуплен
и восстановлен в прежнее состояние Христом -- и падшему
святому была дана возможность подобного восстановления.
Слово ʔāḏāmāʔīṯ как характеристика покаяния образует
контрастную пару с выражением šaḇrāʔīṯ ʔayḵ ʔāḏām в той же
гомилии как с характеристикой грехопадения. Вместе с тем
слово ʔāḏāmāʔīṯ указывает у Исаака Сирина на отшельниче-
ское покаяние (пример кающегося в пещере Иакова Странни-
ка в числе прочих преподносится адресату гомилии в качестве
доказательства преимущества уединенной жизни), а выраже-
ние šaḇrāʔīṯ ʔayḵ ʔāḏām -- на нерешительность подвижника
встать на путь отшельничества. Таким образом, применитель-
но к Адаму контрастная пара понятий указывает на состояние
в момент грехопадения и после него, а применительно к аске-
тическому деланию -- на состояние до и во время подвига. Эти
два смысловых уровня, связанных с образом Адама в 12-й го-
милии, можно отразить в таблице:
1 См.: Минов, С., Адам и Ева в сирийской «Пещере сокровищ» // Символ,
No 55 (Париж--Москва, 2009), с. 9--46.