Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие

Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие / Российский государственный гуманитарный университет, Институт восточных культур и античности ; Ruhr-Universität Bochum, Seminar für Orientalistik und Islamwissenschaft ; ред. Н.Н. Селезнев, Ю.Н. Аржанов. Москва : ИВКА РГГУ, Пробел-2000, 2014. -- ISBN 978-5-98604-419-4

: [url=http://txt.drevle.com/text/miscellanea_orientalia_christiana-vostochnohristianskoe_raznoobrazie-2014/332]Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие / Российский государственный гуманитарный университет, Институт восточных культур и античности ; Ruhr-Universität Bochum, Seminar für Orientalistik und Islamwissenschaft ; ред. Н.Н. Селезнев, Ю.Н. Аржанов. Москва : ИВКА РГГУ, Пробел-2000, 2014. -- ISBN 978-5-98604-419-4[/url]
 

Содержание

Miscellanea Orientalia Christiana

От редакторов

SYRIACA

CAUCASIANA

COPTICA ET AETHIOPICA

TURCICA

ARABICA

Об авторах

Содержание

Inhaltsverzeichnis

OCR
327
Miscellanea Orientalia Christiana
Христология «Послания христиан Кипра»
╚ мāтēʾōс I (католикос 780--823) в его осуждении восточноси-
рийских мистиков Иоанна Далйатского и Иосифа ╞аззāйи1.
Сходные доводы приводятся также у более поздних арабоя-
зычных авторов Церкви Востока, таких как ʿАммāр aл-Ба╕р
(1-я пол. IX в.)2 и Илия Нисивинский (ум. 1046)3. Мусульман-
ские авторы со своей стороны также признавали, что нестори-
анская христология, среди всех прочих, наиболее близка исла-
Thomas, D., Roggema, B. et al. (eds.), Christian-Muslim Relations: A Bibliographical
History. Vol. 1 (600--900). Leiden--Boston, 2009, p. 133--136, см. р. 135. Тойле
считает, что это послание было написано до 637 г. (!), но столь ранняя дати-
ровка представляется маловероятной. Английский перевод соответствующе-
го фрагмента см. в Hoyland, R. G., Seeing Islam as Others Saw It: A Survey and
Evaluation of Christian, Jewish and Zoroastrian Writings on Early Islam. Princeton,
1997, p. 179 (о датировке послания, см. p. 179, n. 23).
1 Трейгер, А., Могло ли человечество Христа созерцать Его божество? Спор
VIII века между Иоанном Дальятским и Тиматеосом I, Католикосом Церкви
Востока // Символ No 55 (Париж--Москва, 2009), с. 121--149, см. с. 145--146.
2 Beaumont, I. M., Christology in Dialogue with Muslims: A Critical Analysis of
Christian Presentations of Christ for Muslims from the Ninth and Twentieth Centuries.
Bletchley--Waynesboro (GA), 2005, p. 102: «ʿАммāр [ал-Ба╕р ] явно полагает,
что несторианская христология менее уязвима для мусульманской критики,
нежели другие христологические концепции. Таким образом, дискутируя с
мусульманами, ʿАммāр в то же время ведет еще одну полемику -- со своими
христианскими оппонентами; он пользуется исламским контекстом, чтобы
продемонстрировать, что несторианская христология более адекватна и ис-
тинна, нежели другие христологические воззрения. Этот несторианский ав-
тор как будто даже благодарен исламу за предоставление фундамента, на
котором он может вновь построить преданное анафеме несторианское уче-
ние и провозгласить его как единственно истинное». М. Бомон ссылается на
труд Ф. Х. Хитти (Hitti, Ph. Kh., History of the Arabs. London, 1970, p. 354--355),
в котором говорится о «соперничестве между несторианами и христианами
других конфессий за то, чтобы быть признанными "истинными" представи-
телями христианства пред лицом исламских правителей».
3 См. его Kitāb al-Maǧālis, maǧlis 1 / ed. & Fr. tr. Samir Khalil Samir, Entretien
d'Élie de Nisibe avec le vizir Ibn 'Alī al-Maġribī, sur l'unité et la trinité //
Islamochristiana 5 (1979), p. 31--117, см. p. 108--115. Илия Нисивинский также
прославляет мусульман за предоставление несторианам свободы богослуже-
ния, в которой им было отказано на византийской территории. См. Horst, L.
(ed.), Des Metropoliten Elias von Nisibis Buch vom Beweis der Wahrheit des Glaubens.
Colmar, 1886, p. 41--43 (арабский текст этого произведения, сохранившийся
в рукописи ватиканского собрания Vat. ar. 180, остается до сих пор неопубли-
кованным).