Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие

Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие / Российский государственный гуманитарный университет, Институт восточных культур и античности ; Ruhr-Universität Bochum, Seminar für Orientalistik und Islamwissenschaft ; ред. Н.Н. Селезнев, Ю.Н. Аржанов. Москва : ИВКА РГГУ, Пробел-2000, 2014. -- ISBN 978-5-98604-419-4

: [url=http://txt.drevle.com/text/miscellanea_orientalia_christiana-vostochnohristianskoe_raznoobrazie-2014/33]Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие / Российский государственный гуманитарный университет, Институт восточных культур и античности ; Ruhr-Universität Bochum, Seminar für Orientalistik und Islamwissenschaft ; ред. Н.Н. Селезнев, Ю.Н. Аржанов. Москва : ИВКА РГГУ, Пробел-2000, 2014. -- ISBN 978-5-98604-419-4[/url]
 

Содержание

Miscellanea Orientalia Christiana

От редакторов

SYRIACA

CAUCASIANA

COPTICA ET AETHIOPICA

TURCICA

ARABICA

Об авторах

Содержание

Inhaltsverzeichnis

OCR
32
Miscellanea Orientalia Christiana
Евгений Барский, Максим Калинин
«детское мудрование» -- неотъемлемое свойство веры, и в под-
тверждение Исаак Сирин цитирует знаменитые евангельские
слова (Мф 18, 3), которые приходят на ум всякому читателю,
впервые столкнувшемуся с концептом «детскости» Адама у
Исаака Сирина (и в связи с которыми негативная оценка «дет-
скости» во Втором и Третьем томах часто вызывает удивле-
ние). Таким образом, во всех трех томах выдерживается жест-
кое соотношение между понятиями «детскость»/«детское му-
дрование» и «вера»: без веры «детскость» заключается в пред-
почтении своего разума (в результате этого предпочтения че-
ловек приходит к «детскому мудрованию» -- недостойному,
рационалистическому представлению -- о Боге); с верой «дет-
скость» обретает свой положительный смысл, будучи ее необ-
ходимым условием; наконец, в стяжании совершенного ду-
ховного ведения, которое выше веры, христианин обретает
tarʕīṯā rabṯā, «взрослое мудрование». Следует добавить, что оба
значения понятия tarʕīṯā šḇarṯā -- положительное и отрица-
тельное -- укоренены в Священном Писании: первое связано с
Мф 18, 3, второе -- с 1 Кор 13, 11 («Когда я был младенцем, то
по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-
младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младен-
ческое»), а также с рассуждением ап. Павла о младенческой и
взрослой духовной пище («Я питал вас молоком, а не [твер-
дою] пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в си-
лах, потому что вы еще плотские», 1 Кор 3, 2--3).
2. АДАМ КАК ОБРАЗ ПОКАЯНИЯ
Теперь мы можем вернуться к контексту, с которого начали
наше рассуждение: ʔāḏāmāʔīṯ в 12. 13. Это наречие отсутствует
в Thesaurus Syriacus; возможно, это неологизм Исаака Сирина.
Понятие ʔāḏāmāʔīṯ должно быть рассмотрено в его отношении
как к содержанию Жития Иакова Странника, так и к другим
контекстам, связанным с именем Адама (показательно, что 3
из 5 контекстов, в которых Адам упоминается в Третьем томе,
представлены именно в 12-й гомилии: слово ʔāḏāmāʔīṯ, таким