Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие

Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие / Российский государственный гуманитарный университет, Институт восточных культур и античности ; Ruhr-Universität Bochum, Seminar für Orientalistik und Islamwissenschaft ; ред. Н.Н. Селезнев, Ю.Н. Аржанов. Москва : ИВКА РГГУ, Пробел-2000, 2014. -- ISBN 978-5-98604-419-4

: [url=http://txt.drevle.com/text/miscellanea_orientalia_christiana-vostochnohristianskoe_raznoobrazie-2014/29]Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие / Российский государственный гуманитарный университет, Институт восточных культур и античности ; Ruhr-Universität Bochum, Seminar für Orientalistik und Islamwissenschaft ; ред. Н.Н. Селезнев, Ю.Н. Аржанов. Москва : ИВКА РГГУ, Пробел-2000, 2014. -- ISBN 978-5-98604-419-4[/url]
 

Содержание

Miscellanea Orientalia Christiana

От редакторов

SYRIACA

CAUCASIANA

COPTICA ET AETHIOPICA

TURCICA

ARABICA

Об авторах

Содержание

Inhaltsverzeichnis

OCR
28
Miscellanea Orientalia Christiana
Евгений Барский, Максим Калинин
гому аспекту проблемы, поднятой Феодором (желание боже-
ственного достоинства как причина грехопадения Адама). Это
понятие -- šaḇrāʔīṯ «наивно, по-детски» (lā... tehwē lwaṯ ʔalāhā
b-reʕyānāḵ... šaḇrāʔīṯ ʔayḵ ʔāḏām -- 12. 23). Употребляя его, Иса-
ак резюмирует процитированное им рассуждение Феодора
Мопсуестийского об Адаме; это понятие соотносится с рас-
суждением о наивности, «детскости» (šaḇrūṯā) Адама в 5-й го-
милии Исаака: «В начале творения, когда Бог сотворил Адама,
когда он еще не отличал правую [руку] от левой, сразу же как
он был создан, он возжелал (rag ) [себе] степени божественности
и того, что сатана посеял в нем во зло: "Будете как боги" -- а он
поверил в своей детскости (šaḇrūṯā). Он [Бог] совершил ее [бо-
жественность] в Своем творении и в конце дней дал ему [тво-
рению] венец божественности» (5. 9). Таким образом, Исаак
показывает место Адама в перспективе божественного замыс-
ла о мiре, при этом прямо не говорится о последствиях грехо-
падения Адама для всего мiроздания. Однако, завершая это
рассуждение, Исаак характеризует божественное действие в
отношении мiра (подразумевая обожение и объединение всего
творения во Христе) как восстановление (bḏāqā). Таким обра-
зом, само по себе желание Адама о стяжании «степени боже-
ственности» не противоречило замыслу Бога о нем, однако
Адам по своей наивности поддался обману диавола и решил
стяжать ее без помощи Бога. В этом контексте Исаак не про-
ясняет, в чем заключается «детскость» Адама, однако в других
местах он говорит о том, что такое «детское мудрование»
(tarʕīṯā šḇarṯā, reʕyānā šaḇrā) о Боге.
В контексте, не связанном с Адамом (11. 4), Исаак обраща-
ется к понятию reʕyānā šaḇrā и даже приводит перечень пред-
ставлений о Боге, исходящих из этого «детского мудрования».
Тот, кто считает Бога ревнивым, воздающим за грехи, вменя-
ющим нечестия отцов детям до третьего и четвертого рода, --
имеет «детское мудрование». В 4. 9 в связи с tarʕīṯā šḇarṯā гово-
рится о человеке, который считает, что Бог нуждается в том,
чтобы человек напоминал Ему о своих просьбах. Итак, «дет-
ское мудрование» -- это любого рода детерминация Бога, будет
ли это представление о Нем как об имеющем нужду в чем-
либо, как о не всемогущем или как о том, чья любовь ограни-