Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие

Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие / Российский государственный гуманитарный университет, Институт восточных культур и античности ; Ruhr-Universität Bochum, Seminar für Orientalistik und Islamwissenschaft ; ред. Н.Н. Селезнев, Ю.Н. Аржанов. Москва : ИВКА РГГУ, Пробел-2000, 2014. -- ISBN 978-5-98604-419-4

: [url=http://txt.drevle.com/text/miscellanea_orientalia_christiana-vostochnohristianskoe_raznoobrazie-2014/283]Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие / Российский государственный гуманитарный университет, Институт восточных культур и античности ; Ruhr-Universität Bochum, Seminar für Orientalistik und Islamwissenschaft ; ред. Н.Н. Селезнев, Ю.Н. Аржанов. Москва : ИВКА РГГУ, Пробел-2000, 2014. -- ISBN 978-5-98604-419-4[/url]
 

Содержание

Miscellanea Orientalia Christiana

От редакторов

SYRIACA

CAUCASIANA

COPTICA ET AETHIOPICA

TURCICA

ARABICA

Об авторах

Содержание

Inhaltsverzeichnis

OCR
278
Miscellanea Orientalia Christiana
Алексей Гудков
сти -- это многочисленные книжные миниатюры с изображе-
ниями пишущих евангелистов. Итак, остановимся на следую-
щих примерах из эфиопской миниатюрной живописи XIV--
XVIII вв.: 1) лист с изображением апостола Луки из
манускрипта последней четверти XIV в. (Walters MS. W.840);
2) миниатюра с апостолом Матфеем из Евангелия XV столетия
(Gunda Gunde. 440, fol. 13v); 3) изображение апостола Иоанна
из Евангелия первой половины XVI в. (Walters Ms. W.850,
fol. 153v); 4) миниатюра с апостолом Матфеем в Евангелии
предположительно первой половины XVII столетия (fol. 21v);
5) изображение св. Аббы Гаримы (Исаака Гаримы) из рукопи-
си XVIII в. (Dabra Madara MS. C2 IV 92, fol. 12v).
Несмотря на некоторую схематичность и наивность, ха-
рактерную для всей эфиопской живописи, отобранные нами
миниатюры дают достаточно полное представление как о
средневековом книгописном инструментарии, который уга-
дывается в них вполне определенно, так и о положении тела
писца во время работы.
На трех из рассматриваемых миниатюр (за исключением
четвертой и пятой) книгописцы, представленные апостолами-
евангелистами, сидят на невысоких седалищах, положив на
колени листы пергамена, которые они удерживают левой ру-
кой. На пятой -- св. Исаак Гарима, укутавшись в накидку, рас-
положился в подобной позе прямо на земле. В ближневосточ-
но-средиземноморском культурном ареале данная поза, при-
нимаемая при письме, являлась общераспространенной и ши-
роко практиковалась, в том числе, и на Руси, где получила
название «коленной»1. В тех или иных региональных вариаци-
art, C. M.-H., African Zion: The Sacred Art of Ethiopia. New Haven, 1993; Cho-
jnacki, S., Gossage, C., Ethiopian icons: Catalogue of the Collection of the Institute of
Ethiopian Studies Addis Ababa University. Milano, 2000; Mercier, J., La peinture
éthiopienne à l'époque axoumite et au XVIIIe siècle // Comptes-rendus des séances de
l'Académie des Inscriptions et Belles-Lettres, 121e année, No 1, 2000, p. 35--71;
Ethiopian Art: The Walters Art Museum. Baltimore, 2001; Bosc-Tiessé, C., Wion, A.,
Peintures sacrées d'Éthiopie: Collection de la Mission Dakar-Djibouti. St-Maur-des
Fossés, 2005. McEwan, R, McEwan, D., Picturing Apocalypse at Gondär: A study of
the Two Known Sets of Ethiopian Illuminations of the Revelation of St. John and the
Life and Death of John. Torino, 2006.
1 Анонимный переписчик «Златоустника» 1622 г. в своей писцовой записи