Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие

Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие / Российский государственный гуманитарный университет, Институт восточных культур и античности ; Ruhr-Universität Bochum, Seminar für Orientalistik und Islamwissenschaft ; ред. Н.Н. Селезнев, Ю.Н. Аржанов. Москва : ИВКА РГГУ, Пробел-2000, 2014. -- ISBN 978-5-98604-419-4

: [url=http://txt.drevle.com/text/miscellanea_orientalia_christiana-vostochnohristianskoe_raznoobrazie-2014/275]Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие / Российский государственный гуманитарный университет, Институт восточных культур и античности ; Ruhr-Universität Bochum, Seminar für Orientalistik und Islamwissenschaft ; ред. Н.Н. Селезнев, Ю.Н. Аржанов. Москва : ИВКА РГГУ, Пробел-2000, 2014. -- ISBN 978-5-98604-419-4[/url]
 

Содержание

Miscellanea Orientalia Christiana

От редакторов

SYRIACA

CAUCASIANA

COPTICA ET AETHIOPICA

TURCICA

ARABICA

Об авторах

Содержание

Inhaltsverzeichnis

OCR
270
Miscellanea Orientalia Christiana
Алексей Гудков
Причем для книг обычно берут шкуры коз, а для свитков --
овец. Кожа коз хотя и темнее овечьей, но более прочная. Что
касается лошадиных шкур, весьма популярных в Гондаре в
XVIII--XIX вв.1, главным образом, из-за своего размера, то се-
годня их практически не употребляют, поскольку лошадь как
непарнокопытное и не жующее жвачку животное считается
ритуально нечистой (Лев 11, 26)2. Также известны случаи ис-
пользования кож антилоп и даже львов. Особо ценятся шкуры
молодых животных. Обычно для написания Псалтири необхо-
димо от 20 до 30 козьих шкур (овечьих -- немного меньше), а
для Четвероевангелия -- от 30 до 50 в зависимости от размера
шрифта3.
Животное, чья шкура пойдет на выделку пергамена, спер-
ва тщательно моют и только после этого убивают, причем с
большой осторожностью, дабы не повредить кожу, а также из-
бежать ее контакта с желчью и содержимым кишечника. Сня-
тую шкуру замачивают в воде на срок от недели до десяти
дней4, после чего по краям каждой из ее сторон проделывают
1 То был период культурного расцвета, когда потребность в пергамене стала
особенно велика. Как правило, на пергамен шли истощенные клячи (живот-
ное ни при каких условиях не должно было быть хорошо откормленным,
поскольку на пергамене из кожи жирного животного чернила попросту рас-
плывались), которых резали в сухой сезон, с января по март -- в это время их
можно было купить за бесценок (Платонов--Чернецов, Эфиопская рукопис-
ная книга, c. 210).
2 Эфиопские христиане впитали многие ветхозаветные обычаи, включая
обрезание и запрет на употребление в пищу ряда животных, считавшихся
ритуально нечистыми. И здесь снова напрашивается аналогия с древнерус-
ской традицией и сохранившим ее наследие старообрядчеством, в котором,
наряду с книгописанием, также практиковался ряд ветхозаветных гастроно-
мических норм. Это совпадение представляется неслучайным: строгая про-
писанность не только культовой, но и бытовой «мелочи» отвечала природе
ближневосточного «буквализма», общей книгоцентричности средневековой
восточнохристианской традиции. Данные факты лишний раз напоминают
нам то обстоятельство, что любая традиционная культура -- явление чрезвы-
чайно целостное, один компонент которого неразрывно связан с другим, и
все они обуславливаются господствующей вероучительной доктриной.
3 Платонов--Чернецов, Эфиопская рукописная книга, c. 216.
4 В отличие от европейских пергаменщиков эфиопские мастера никогда не
применяли (и не применяют) способствующий ослаблению волосяного по-
крова раствор гашеной извести.