Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие

Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие / Российский государственный гуманитарный университет, Институт восточных культур и античности ; Ruhr-Universität Bochum, Seminar für Orientalistik und Islamwissenschaft ; ред. Н.Н. Селезнев, Ю.Н. Аржанов. Москва : ИВКА РГГУ, Пробел-2000, 2014. -- ISBN 978-5-98604-419-4

: [url=http://txt.drevle.com/text/miscellanea_orientalia_christiana-vostochnohristianskoe_raznoobrazie-2014/266]Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие / Российский государственный гуманитарный университет, Институт восточных культур и античности ; Ruhr-Universität Bochum, Seminar für Orientalistik und Islamwissenschaft ; ред. Н.Н. Селезнев, Ю.Н. Аржанов. Москва : ИВКА РГГУ, Пробел-2000, 2014. -- ISBN 978-5-98604-419-4[/url]
 

Содержание

Miscellanea Orientalia Christiana

От редакторов

SYRIACA

CAUCASIANA

COPTICA ET AETHIOPICA

TURCICA

ARABICA

Об авторах

Содержание

Inhaltsverzeichnis

OCR
261
Miscellanea Orientalia Christiana
Эфиопский книгописец
Феноменальность местной книгописной культуры обу-
словлена и такой примечательной деталью как использование
в качестве писчего материала пергамена, который в большин-
стве других стран христианского Востока был окончательно
вытеснен бумагой уже к концу XVI столетия1: если в Эфиопии
в сфере производства традиционных рукописей пергамен и по
сей день служит основным видом писчего материала, как то
было еще на заре существования христианской книгописной
традиции, то ни на Ближнем Востоке, ни в России книг на
пергамене уже давно никто не создает2 -- даже знаменитые
дексов см.: Martin, H., Notes sur les écrivains au travail // Mélanges offerts à M.
Emile Châtelaine. Paris, 1910, p. 534--544; Friend, A. M., Portraits of the evangelists
in Greek and Latin manuscripts. P. I-II // Art Studies. Vol. V. 1927, p. 115--147;
Friend, A. M., Portraits of the evangelists in Greek and Latin manuscripts. P. I--II //
Art Studies. Vol. VII. 1929, p. 3--29; Prohno, J., Das Schraiber-und Dedicationsbild
in der deutschen Buchmalerei. 1. Teil. Bis zum Ende des 11. Jahrhunderts. Leipzig-
Berlin, 1929; Weitzmann, K., Die byzantinische Buchmalerei des IX. und X. Jahrhun-
derts. Berlin, 1935; Fichtenau, H., Mensch und Schrift im Mittelalter. Wien, 1946,
S. 166--167; Metzger, B. M., When did scribes begin to use writing desks? // Akten des
XI Internationalen Byzantinisten kongresses. München, 1958, S. 354--362;
Мажуга, В. И., Изображения писцов в искусстве раннего средневековья (конец
VII--XI вв.) // Вспомогательные исторические дисциплины 11 (1979), c. 265--
286; Мажуга, В. И., О технике средневекового латинского письма (конец VII--
XI вв.). I. // Вспомогательные исторические дисциплины 12 (1981), c. 297--
312; Мажуга, В. И., О технике средневекового латинского письма (конец VII--
XI вв.). II. // Вспомогательные исторические дисциплины 13 (1982), c. 272--
293. Об особенностях изображений орудий письма и положения правой руки
писца в древнерусских миниатюрах XI--XIV вв. см.: Столярова, Л. В., Перо
писца (к вопросу о технике письма в Древней Руси XI--XIV вв.) // Памятники
старины. Концепции. Открытия. Версии. Т. II. СПб./Псков, 1997, c. 320--324.
Инструментарий средневекового живописца достаточно подробно представ-
лен в миниатюрной и иконной, преимущественно поздней, живописи хри-
стианского Востока (особенно это касается изображений апостола Луки,
исполняющего портрет Богоматери, -- согласно Преданию, первого христи-
анского художника). См. также: Мокрецова, И. П., Наумова, М. М., Кирее-
ва, В. Н., Добрынина, Э. Н., Фонкич, Б. Л., Материалы по истории византий-
ской рукописной книги. М., 2003, c. 25--28.
1 В Эфиопии бумага появилась лишь в XIX в. и первоначально использова-
лась, главным образом, для нужд европейцев (Nosnitsin, Ethiopian manuscripts,
p. 5).
2 Редкие исключения только подтверждают правило: так, в 1850-х гг. из-
вестным художником Ф. Г. Солнцевым был переписан на пергамене лицевой
«Молитвенник с Месяцесловом» (НИОР РГБ. Ф. 218. No 812); однако данная