Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие

Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие / Российский государственный гуманитарный университет, Институт восточных культур и античности ; Ruhr-Universität Bochum, Seminar für Orientalistik und Islamwissenschaft ; ред. Н.Н. Селезнев, Ю.Н. Аржанов. Москва : ИВКА РГГУ, Пробел-2000, 2014. -- ISBN 978-5-98604-419-4

: [url=http://txt.drevle.com/text/miscellanea_orientalia_christiana-vostochnohristianskoe_raznoobrazie-2014/265]Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие / Российский государственный гуманитарный университет, Институт восточных культур и античности ; Ruhr-Universität Bochum, Seminar für Orientalistik und Islamwissenschaft ; ред. Н.Н. Селезнев, Ю.Н. Аржанов. Москва : ИВКА РГГУ, Пробел-2000, 2014. -- ISBN 978-5-98604-419-4[/url]
 

Содержание

Miscellanea Orientalia Christiana

От редакторов

SYRIACA

CAUCASIANA

COPTICA ET AETHIOPICA

TURCICA

ARABICA

Об авторах

Содержание

Inhaltsverzeichnis

OCR
260
Miscellanea Orientalia Christiana
Алексей Гудков
графиях1. И хотя, как справедливо отмечает Д. А. Носницын,
«вряд ли можно утверждать, что сегодняшняя технология эфи-
опского книгописания точно такая же, каковой являлась сотни
лет назад», она, по словам того же исследователя, «представля-
ет собой органичное и консервативное продолжение древней
традиции», которое и в наши дни подчас существует «в куль-
турном окружении весьма близком подлинному средневеково-
му контексту»2. Сей факт предоставляет нам уникальную на
сегодняшний день возможность не только провести анализ жи-
вописных изображений писцов XIV--XVIII вв. с целью выявле-
ния характера книгописного инструментария, условий труда и
приемов работы книжных дел мастеров эфиопского Средневе-
ковья3, но и сравнить полученные результаты с данными со-
временных полевых исследований. Подобное сравнение, во-
первых, позволит выяснить насколько точно эфиопская сред-
невековая живопись передает детали работы мастеров книжно-
го дела, а, во-вторых, сподвигнет более объективно подходить
к оценке надежности иконографического материала в качестве
достоверного исторического источника -- в частности, экстра-
полировать результаты исследования на те регионы, где тради-
ция книгописного ремесла либо прервалась вовсе, либо сохра-
нилась лишь фрагментарно, ввиду чего сколь-либо объектив-
ные сведения о работе средневековых каллиграфов и миниа-
тюристов мы можем получить, опираясь, главным образом, на
живопись соответствующей эпохи4.
Vol. 3. Wiesbaden, 2007, p. 749--752; Nosnitsin, D. A., Ethiopian manuscripts and
Ethiopian manuscript studies: a brief overview and evaluation // Gazette du Livre
Médiéval 58 (2012), p. 1--16.
1 Sergew, H. S., Bookmaking in Ethiopia. Leiden, 1981; Mellors, J., Parsons, A.,
Ethiopian Bookmaking. London, 2002; Mellors, J., Parsons, A., Scribes of South
Gondar. London, 2002.
2 Nosnitsin, Ethiopian manuscripts, p. 3.
3 Термин «Средневековье» здесь весьма условен, поскольку временные рам-
ки Средних веков для Эфиопии, конечно же, не совпадают с аналогичными
рамками для стран Западной Европы. Применительно к Эфиопии мы упо-
требляем его по отношению к периоду, охватывающему временной отрезок
приблизительно с V (время активной христианизации страны) по конец
XIX столетия (период реформ Менелика II).
4 Об иконографии писцов раннесредневековых латинских и греческих ко-