Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие

Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие / Российский государственный гуманитарный университет, Институт восточных культур и античности ; Ruhr-Universität Bochum, Seminar für Orientalistik und Islamwissenschaft ; ред. Н.Н. Селезнев, Ю.Н. Аржанов. Москва : ИВКА РГГУ, Пробел-2000, 2014. -- ISBN 978-5-98604-419-4

: [url=http://txt.drevle.com/text/miscellanea_orientalia_christiana-vostochnohristianskoe_raznoobrazie-2014/241]Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие / Российский государственный гуманитарный университет, Институт восточных культур и античности ; Ruhr-Universität Bochum, Seminar für Orientalistik und Islamwissenschaft ; ред. Н.Н. Селезнев, Ю.Н. Аржанов. Москва : ИВКА РГГУ, Пробел-2000, 2014. -- ISBN 978-5-98604-419-4[/url]
 

Содержание

Miscellanea Orientalia Christiana

От редакторов

SYRIACA

CAUCASIANA

COPTICA ET AETHIOPICA

TURCICA

ARABICA

Об авторах

Содержание

Inhaltsverzeichnis

OCR
236
Miscellanea Orientalia Christiana
Антон Войтенко
но основной героиней становится его легендарная сестра Ев-
доксия, миссия которой -- найти место святого Гроба Господ-
ня. Откуда появляется этот персонаж и какую смысловую на-
грузку он несет? Сразу следует сказать, что в греко-византий-
ской традиции, насколько мне известно, нахождение Гроба
Господня связывается с именем Константина, а Креста -- с
именем его матери Елены. Автору нашей легенды хорошо из-
вестно имя Елены и ее деяния -- он упоминает о том, что имен-
но она обрела Крест1. Но каким образом и, главное, зачем ав-
тору легенды понадобилось разделить эти два события? Дрейк
предполагает, что возможность их разделения и «введение»
Евдоксии с особой миссией -- найти Гроб Господень, связано
с тем, что на Востоке празднование этих двух событий могло
совершаться восемь дней. В какой-то момент празднование
нахождения Гроба оказалось в тени празднования обретения
Креста, и автор легенды увидел в этой «бреши» замечательную
возможность, которую можно было использовать для решения
своих задач2.
Но откуда взялась Евдоксия? Тот же Дрейк приводит не-
сколько возможных вариантов решения этой проблемы. Во-
первых, во время династической борьбы, повлекшей смерть
Ираклия, в 641 г. на престол на несколько месяцев взошел его
сын Константин III, у которого была сестра, Евдоксия. Пер-
вую жену Ираклия, возглавившую одну из враждующих груп-
пировок, также звали Евдоксия3. Но Дрейк находит эту вер-
сию маловероятной. Гораздо правдоподобнее выглядит пред-
положение, что прототипом Евдоксии могла стать либо жена,
либо дочь императора Феодосия II. Дрейк склоняется к тому,
что это была супруга императора, в 438 г. предпринявшая па-
1 См. напр., Еланская, Изречения египетских отцов, с. 297. Впрочем, в «Хро-
нике» александрийского мелькитского патриарха Евтихия речь идет о двух
событиях вместе, при этом Евтихий приводит именно греко-византийскую
версию легенды, которая ближе к рассказу об Иуде Кириаке (см. ниже) --
Eutychii Patriarchae Alexandrini Annales. Pars prior / ed. L. Cheikho (Corpus Scrip-
torum Christianorum Orientalium, 50; Scriptores Arabici, 6), Beryti; Parisiis, 1906
[réimprimation anastatique: Louvain, 1954], p. 128--130 [арабский текст].
2 Drake, A Coptic Version of the Discovery of the Holy Sepulchre, p. 385--386.
3 Op. cit., p. 389.