Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие

Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие / Российский государственный гуманитарный университет, Институт восточных культур и античности ; Ruhr-Universität Bochum, Seminar für Orientalistik und Islamwissenschaft ; ред. Н.Н. Селезнев, Ю.Н. Аржанов. Москва : ИВКА РГГУ, Пробел-2000, 2014. -- ISBN 978-5-98604-419-4

: [url=http://txt.drevle.com/text/miscellanea_orientalia_christiana-vostochnohristianskoe_raznoobrazie-2014/239]Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие / Российский государственный гуманитарный университет, Институт восточных культур и античности ; Ruhr-Universität Bochum, Seminar für Orientalistik und Islamwissenschaft ; ред. Н.Н. Селезнев, Ю.Н. Аржанов. Москва : ИВКА РГГУ, Пробел-2000, 2014. -- ISBN 978-5-98604-419-4[/url]
 

Содержание

Miscellanea Orientalia Christiana

От редакторов

SYRIACA

CAUCASIANA

COPTICA ET AETHIOPICA

TURCICA

ARABICA

Об авторах

Содержание

Inhaltsverzeichnis

OCR
234
Miscellanea Orientalia Christiana
Антон Войтенко
богам ежегодную дань, а Константин отказался. Интересно
отметить, что в легенде речь идет о «царях персов», то есть не-
коем конгломерате из пяти правителей, имена которых (Ни-
комед, Ур, Армен, Лемонт, Аппиан) являются вымышленны-
ми. Сложно сказать, откуда происходят такие представления о
персидской державе. Константин с войском, набранным в
Антиохии, пересекает Тигр и вторгается в персидские владе-
ния. Но, видя могущество персидского войска, ромейская
рать в страхе разбегается. Персидские колесницы окружают
царя, и персы уже готовы его пленить, но тут снова и очень
конкретно в земную историю вторгаются небеса. Ангел Бога,
придя в облаке «в среду персов», изымает царя, его колесницу
и лошадь из окружения и переносит их в столицу.
Через год военная компания возобновляется. На этот раз
Тигр пересекают персы и вторгаются в пределы Византии
(«Романии»). Вся кампания собственно превращается в сорев-
нование, чья вера истинная. Решить эту проблему, как мы ви-
дим в легенде, может только чудо. После трехмесячного про-
тивостояния у воюющих сторон заканчиваются запасы воды.
Константин молится о ниспослании воды и ударяет скипе-
тром по скале, из которой изливается источник, превратив-
шийся в великую реку, которая, как уверяет автор легенды, до
сих пор протекает в тех местах. Напоив войско, Константин
дает персам знак, что и они могут сделать то же самое. Оценив
такое чудо и такое великодушие, все пять царей персов повер-
гаются ниц перед Константином и возносят благословение
тому Богу, которому служит император. Откуда и почему взял-
ся этот эпизод? Дрейку, как кажется, удалось найти те исход-
ные элементы, из которых он мог быть создан: он отмечает,
что в ряде византийских источников встречается эта вымыш-
ленная война Константина с персами, которая строится по
схеме: первоначальный разгром, чудо и победа1. Возможно,
этот эпизод стоит в какой-то связи с захватом персами Иеру-
салима в 614 г., или с апокалиптическими ожиданиями ряда
монофизитов: в одной из версий легенды о последнем импера-
торе, о чем также пишет Дрейк (последний император, кстати,
1 Drake, A Coptic Version of the Discovery of the Holy Sepulchre, p. 382.