Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие

Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие / Российский государственный гуманитарный университет, Институт восточных культур и античности ; Ruhr-Universität Bochum, Seminar für Orientalistik und Islamwissenschaft ; ред. Н.Н. Селезнев, Ю.Н. Аржанов. Москва : ИВКА РГГУ, Пробел-2000, 2014. -- ISBN 978-5-98604-419-4

: [url=http://txt.drevle.com/text/miscellanea_orientalia_christiana-vostochnohristianskoe_raznoobrazie-2014/187]Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие / Российский государственный гуманитарный университет, Институт восточных культур и античности ; Ruhr-Universität Bochum, Seminar für Orientalistik und Islamwissenschaft ; ред. Н.Н. Селезнев, Ю.Н. Аржанов. Москва : ИВКА РГГУ, Пробел-2000, 2014. -- ISBN 978-5-98604-419-4[/url]
 

Содержание

Miscellanea Orientalia Christiana

От редакторов

SYRIACA

CAUCASIANA

COPTICA ET AETHIOPICA

TURCICA

ARABICA

Об авторах

Содержание

Inhaltsverzeichnis

OCR
182
Miscellanea Orientalia Christiana
Игорь Дорфман-Лазарев
принесенной ангелом скорбящим Адаму и Еве1. Сходный
же ход событий представлен и в другом армянском источни-
ке, Исходе Адама и Евы из Рая, в котором еще яснее, чем в
Проповеди, Рождество предстает зенитом истории, событи-
ем, приносящим Адаму избавление:
В шестом веке ниспошлю единородного Сына своего [...], и он
восприимет тело от святой и непорочной Девы, так что через
чадо твое станет Сын мой сыном твоим. Ибо нерожденный
народится, и сотрет рукопись преступлений твоих, и возвра-
тит тебя к твоей первоначальной славе2.
Согласно Сифову письму, запечатленному в сирийском За-
вете Адама, праотцем был получен обет о возвращении Бога
и его воплощении от Девы3. Подобные предания, содержа-
щие предсказания Божественного воплощения, должны
были быть знакомы автору Детства Господня, потому что
книжник, которого Иисус встречает в Галилее, признает,
что ему известно «из Писания», что царь Мессия снизойдет
с небес и воплотится «через шесть тысяч лет»4.
В заключении армянского апокрифа, кратко обозреваю-
щем его основные темы, говорится о Слове, древле сотво-
рившем Адама по своему подобию и днесь нисходящем на
землю ради спасения Адама посредством своего служения,
которое воплощенное Слово начинает в своем детстве. В за-
ключении также указывается, что Христос был зачат шесть
месяцев после своего Предтечи и рожден в шеститысячном
году5.
1 « [ ] » § 39, 40--42 (ркп. Матенадаран 5913):
Stone, Armenian Apocrypha, p. 54, 56--58 (у Стоуна «Adam, Eve and the
Incarnation»).
2 «Исход Адама и Евы из Рая» 24 (извод «B») // Lipscomb, W. L., The Arme-
nian Apocryphal Literature. Philadelphia, 1990, p. 248 (ср. извод «A» 25, ibid.,
p. 132--134); см. также «Об эпохах мира» 6 // Stone, Armenian Apocrypha, p. 139.
3 Testamentum Adae, p. 1339--1342, 1345--1348.
4 Матенадаран 7574, fol. 131v--132r.
5 Матенадаран 7574, fol. 145v.