Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие

Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие / Российский государственный гуманитарный университет, Институт восточных культур и античности ; Ruhr-Universität Bochum, Seminar für Orientalistik und Islamwissenschaft ; ред. Н.Н. Селезнев, Ю.Н. Аржанов. Москва : ИВКА РГГУ, Пробел-2000, 2014. -- ISBN 978-5-98604-419-4

: [url=http://txt.drevle.com/text/miscellanea_orientalia_christiana-vostochnohristianskoe_raznoobrazie-2014/182]Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие / Российский государственный гуманитарный университет, Институт восточных культур и античности ; Ruhr-Universität Bochum, Seminar für Orientalistik und Islamwissenschaft ; ред. Н.Н. Селезнев, Ю.Н. Аржанов. Москва : ИВКА РГГУ, Пробел-2000, 2014. -- ISBN 978-5-98604-419-4[/url]
 

Содержание

Miscellanea Orientalia Christiana

От редакторов

SYRIACA

CAUCASIANA

COPTICA ET AETHIOPICA

TURCICA

ARABICA

Об авторах

Содержание

Inhaltsverzeichnis

OCR
177
Miscellanea Orientalia Christiana
Возвращение в рождественскую пещеру...
ского апокрифа, -- и которое она пришла «узреть своими
очами». Здесь следует учитывать и то, что в поздней антич-
ности существовала не одна версия откровения, явленного
Адаму1, а упоминание Епифанием Саламинским, в 374/5 г.,
гностического «Евангелия Евы»2 наводит на мысль, что и
Праматерь человеческого рода могла являться восприемни-
цей Божественного откровения3.
Что же касается величественного облачения матроны,
оно должно выражать искупленное состояние Евы, на кото-
рое в Детстве Господнем указывает обсуждавшийся нами
выше ее благодарственный гимн4. Вместе с тем, темная ман-
тия Евы производит контраст с ярким одеянием Марии,
восседающей с противоположной стороны престола. Кон-
траст этот, равно как и обращенный к Марии взор младен-
ца, подчеркивают центральное значение Матери Спасите-
ля. Появление же на мозаике первого действующего лица
истории падшего человечества должно наделять изображе-
ние Богородицы, которой посвящена церковь, смысловой
«точкой схода».
Согласно Детству Господнему Завет, сохранявшийся до
тех пор в тайне, был впервые провозглашен его автором, во-
площенным Творцом, исполнившим, таким образом, со-
держащийся в нем обет. В построении рассказа о волхвах
Мелкʽон смеет приблизиться к новорожденному с просьбой
огласить Завет лишь потому, что в ходе предшествующих
посещений пещеры младенец проявлял свойства, превосхо-
дящие его естественный возраст. В отличие от ряда докети-
ческих источников, как Речь Иоанна в апокрифических Де-
1 Morard, F., Apocalypse d'Adam (NH V, 5). Notice // Écrits gnostiques. p. 780.
2 Holl, K., Hg., Epiphanius (Ancoratus und Panarion), Bd. 1. Leipzig, 1915, S. 277,
Z. 17‒S. 278, Z. 13; Markschies, Ch., Das Evangelium der Eva // Markschies, Ch.,
Schröter, J., Heiser, A., Hg., Antike christliche Apokryphen in deutscher Übersetzung,
Band. 1 Evangelien und Verwandtes, Tübingen, 2012, S. 402--409.
3 Markschies, Das Evangelium, S. 406.
4 Матенадаран 7574, fol. 50r--50v.