Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие

Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие / Российский государственный гуманитарный университет, Институт восточных культур и античности ; Ruhr-Universität Bochum, Seminar für Orientalistik und Islamwissenschaft ; ред. Н.Н. Селезнев, Ю.Н. Аржанов. Москва : ИВКА РГГУ, Пробел-2000, 2014. -- ISBN 978-5-98604-419-4

: [url=http://txt.drevle.com/text/miscellanea_orientalia_christiana-vostochnohristianskoe_raznoobrazie-2014/177]Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие / Российский государственный гуманитарный университет, Институт восточных культур и античности ; Ruhr-Universität Bochum, Seminar für Orientalistik und Islamwissenschaft ; ред. Н.Н. Селезнев, Ю.Н. Аржанов. Москва : ИВКА РГГУ, Пробел-2000, 2014. -- ISBN 978-5-98604-419-4[/url]
 

Содержание

Miscellanea Orientalia Christiana

От редакторов

SYRIACA

CAUCASIANA

COPTICA ET AETHIOPICA

TURCICA

ARABICA

Об авторах

Содержание

Inhaltsverzeichnis

OCR
176
Miscellanea Orientalia Christiana
Игорь Дорфман-Лазарев
родицы1. В столь выдающемся образе едва ли может быть
усмотрена кумская сивилла, как предлагалось иногда в ис-
следовательской литературе2. Хотя почетное место, одесную
младенца, подобающим образом занято его матерью, разме-
ры второй фигуры могут, тем не менее, указывать на какого-
то рода первенство, подчеркнутое также царственным обла-
чением матроны, багровой паллой (мантией) одетой поверх
золотой далматики (подризника). Расположение этого об-
раза говорит о том, что он символично связан как с Марией,
так и с Христом.
У матроны задумчивый вид, голова ее склонена, и пра-
вой рукой она достает до подбородка. Сходный вид, с мано-
вением, выражающим сокрушение, имеет Ева на фреске,
датируемой ок. 320‒350 гг., находящейся в Новой катаком-
бе на улице Latina в Риме3. Если взрослые черты младенца,
равно как и расположение ангелов в композиции, указыва-
ют на знакомство художника с апокрифическими предания-
ми родственными армянскому, аналогия между Евой на бо-
лее ранней римской фреске и матроной позволяет нам вы-
сказать предположение их тождества: одесную и ошую Вет-
хого днями, присутствовавшего при сотворении первых че-
ловеческих существ и вновь рожденного от Девы, восседают
первая и вторая Ева.
Полуразвернутый свиток в левой руке матроны может
представлять ту ветхую хартию, из которой ей стало извест-
но о «спасении, соделанном ради нее», -- словами армян-
1 Oakeshott, W., The Mosaics of Rome from the Third to the Fouteenth Centuries.
London, 1967, p. 73.
2 Наиболее ранняя из известных мне работ, высказывающих подобное суж-
дение: Richter, J. P., Taylor, A. C., The Golden Age of Classic Christian Art. London,
1904, p. 337--344.
3 Cubiculum «B», левый arcosolium: Ferrua, A., Le pitture della nuova catacomba di
via Latina. Vaticano, 1960, fig. xcv, p. 51, 93. Выражаю свою сердечную
благодарность профессору Фабрицио Бисконти, обратившему мое внимание
на это сходство.