Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие

Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие / Российский государственный гуманитарный университет, Институт восточных культур и античности ; Ruhr-Universität Bochum, Seminar für Orientalistik und Islamwissenschaft ; ред. Н.Н. Селезнев, Ю.Н. Аржанов. Москва : ИВКА РГГУ, Пробел-2000, 2014. -- ISBN 978-5-98604-419-4

: [url=http://txt.drevle.com/text/miscellanea_orientalia_christiana-vostochnohristianskoe_raznoobrazie-2014/171]Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие / Российский государственный гуманитарный университет, Институт восточных культур и античности ; Ruhr-Universität Bochum, Seminar für Orientalistik und Islamwissenschaft ; ред. Н.Н. Селезнев, Ю.Н. Аржанов. Москва : ИВКА РГГУ, Пробел-2000, 2014. -- ISBN 978-5-98604-419-4[/url]
 

Содержание

Miscellanea Orientalia Christiana

От редакторов

SYRIACA

CAUCASIANA

COPTICA ET AETHIOPICA

TURCICA

ARABICA

Об авторах

Содержание

Inhaltsverzeichnis

OCR
170
Miscellanea Orientalia Christiana
Игорь Дорфман-Лазарев
рой -- «тридцатилетнего молодого человека», а третий --
«древнего старца», что заставляет их дивиться «чередованию
явлений новорожденного» (Θαυμαζ ντων δ α τ ν τ ν
ναλλαγ ν τ ς θ ας το βρ φους)1.
Предание, услышанное Марко Поло (ок. 1254‒ок. 1324)
в Каласате (Кала Атаперистане)2, в Персии, посещенной им
в 1272 г., обладает схожим построением: когда, согласно
словам Рустикелло в Милионе, волхвы приступали к младен-
цу врозь, «каждому в отдельности он являлся в обличии и
возрасте [посетителя]», что они и излагают друг другу. Од-
нако, когда они решают посетить младенца купно, «всем он
явился тем, кем и был, то есть тринадцатидневным
мальчиком»3. Хотя нам и не известно, опирался ли этот рас-
сказ на некий письменный источник, существовавший во
время Поло, или же передавался исключительно устно, до-
стойно внимания то, что родственное предание о волхвах
было известно в персидских владениях семь веков после
того, как Детство Господне, согласно армянским летопис-
цам, было доставлено оттуда в Армению.
Надлежит отметить, что значение этих видений отлично
от полиморфических явлений, которых волхвы удостаива-
ются согласно повествованию Об откровении волхвам, со-
храненном в сирийской Хронике из монастыря в Зукнине
(немного северней Амиды), завершенной в 774/775 г.4
В этом произведении волхвы становятся свидетелями раз-
личных видений Единородного Сына5, являющегося им в
пещере Сокровищ на горе Побед, независимо от места рож-
1 Johannes Damaskenos' Homilia in nativitatem Jesu Christi // Kotter, B., Hg., Die
Schriften des Johannes von Damaskos, Bd. 5. Berlin, 1988, S. 342, Z. 25--29.
2 Cardona, G. R., Calasata // Bertolucci Pizzorusso, V., Cardona, G. R., cur.,
Marco Polo, Milione. Versione toscana del Trecento. Milano, 2008, p. 574--576.
3 Marco Polo, Milione, § 30.7--8, p. 42--43; см. также Cardona, Magi; Saba //
Milione, p. 658--662, 712--714.
4 Chronicon, p. 69, l. 16‒p. 70, l. 10; ср. Monneret de Villard, Leggende, p. 77--78.
5 Chronicon, p. 68, ll. 19--20.