Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие

Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие / Российский государственный гуманитарный университет, Институт восточных культур и античности ; Ruhr-Universität Bochum, Seminar für Orientalistik und Islamwissenschaft ; ред. Н.Н. Селезнев, Ю.Н. Аржанов. Москва : ИВКА РГГУ, Пробел-2000, 2014. -- ISBN 978-5-98604-419-4

: [url=http://txt.drevle.com/text/miscellanea_orientalia_christiana-vostochnohristianskoe_raznoobrazie-2014/167]Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие / Российский государственный гуманитарный университет, Институт восточных культур и античности ; Ruhr-Universität Bochum, Seminar für Orientalistik und Islamwissenschaft ; ред. Н.Н. Селезнев, Ю.Н. Аржанов. Москва : ИВКА РГГУ, Пробел-2000, 2014. -- ISBN 978-5-98604-419-4[/url]
 

Содержание

Miscellanea Orientalia Christiana

От редакторов

SYRIACA

CAUCASIANA

COPTICA ET AETHIOPICA

TURCICA

ARABICA

Об авторах

Содержание

Inhaltsverzeichnis

OCR
166
Miscellanea Orientalia Christiana
Игорь Дорфман-Лазарев
Мелхиседек, как и Сиф, предстает хранителем открове-
ния в еврейской, христианской и гностической традициях1.
Бросается, тем не менее, в глаза, что в Детстве Господнем
Мелхиседек связывается не с Ханааном, подобно библей-
скому образу (cр. Быт 14, 18--20), а с Востоком: через него
Завет попадает к волхвам и к царю Киру. Не подразумевало
ли предание, лежащее в основе армянского апокрифа, что
Аврам повстречал Мелхиседека прежде, чем покинуть Хар-
ран (ср. Быт 11, 31; 12, 4б), расположенный на пороге пер-
сидских владений и бывший, между 53 г. до н.э. и 214 г. н.э.,
частью парфянской Осроены?2 Такая версия событий долж-
на была бы обладать особой привлекательностью в глазах
армян, поскольку Харран лежит недалеко от армянской Со-
фены и древней столицы Тигранакерта, находившегося,
скорее всего, в Арзанене3.
1 Текст, найденный в Кумране и датируемый ок. 50 г. до н.э.‒100 г. н.э.
(11 Q Melkisedeq, 6), указывает на то, что Мелхиседек мог наделяться важной
ролью в провозглашении спасения и избавления от долгов: Van
der Woude, A. S., Melchisedek als himmlische Erlösergestalt in den neugefundenen
eschatologischen Midraschim aus Qumran Höhle XI // de Boer, P. A. H., Red., Oud-
testamentische Studiën, Bd. 14. Leiden, 1965, S. 367; Kobelski, P. J., Melchizedek
and Melchirešaʽ. Washington, 1981, p. 56--74; Gianotto, C., Melchisedek e la sua
tipologia. Tradizioni giudaiche, cristiane e gnostiche (sec. II a. C‒sec. III d. C). Bre-
scia, 1984, p. 215; о предположительном мессианском достоинстве
Мелхиседека, см.: García Martínez, F., Las tradiciones sobre Melquisedec en los
manuscritos de Qumrán // Biblica 81 (2000), p. 72--77; см. также Ginzberg, The
Legends, vol. 5. p. 131, n. 142.
2 У Л. Гинцберга (The Legends; особ. т. 5, с. 226, прим. 102) и у Э. Гудинафа
(Goodenough, E. R., Jewish Symbols in the Graeco-Roman Period. New York,
1953--1968) указаний на подобный ход событий мы, однако, не находим.
3 О местонахождении Тигранакерта, см: Chaumont, M.-L., Tigranocerte:
données du problème et état des recherches // Revue des Études Arméniennes 16
(1982), p. 89--110; Sinclair, Th., The Site of Tigranocerta. I, Revue des Études
Arméniennes 25 (1994--1995), p. 183--254; Avdoyan, L., Tigranocerta: The 'City
Built by Tigranes' // Hovannisian, R., ed., Armenian Tigranakert/Diarbekir and
Edessa/Urfa. Costa Mesa, 2006, p. 81--95. В средние века с Тигранакертом
армяне отождествляли Амиду, расположенную в расстоянии всего лишь
дневного пути от Харрана. Об Амиде и о святилищах Харрана, связянных с
почитанием Авраама, см: Mez, A., Geschichte der Stadt Ḥarrân in Mesopotamien
bis zum Einfall der Araber. Straßburg, 1892, S. 5, 12, 15; Rice, D. S., Medieval